Может ли быть автомобильная или железная дорога достопримечательностью? Конечно, может, если она проходит по живописным местам и на протяжении всего сорок восемь километров на ней встречаются двенадцать тоннелей, сорок шесть мостов, двадцать два из которых железнодорожных, а также, если она имеет богатую историю, большое количество достопримечательностей по пути и на ней сняты всеми любимые народные комедии. Речь идёт о настоящем чуде – трассе Адлер – Красная Поляна.
История строительства Адлерской трассы
Эту дорогу начали прокладывать ещё в 1897 году. Строительство шло ценой тяжёлого физического труда большого количества рабочих и колоссальных финансовых вложений со стороны правительства России. На строительстве работали вместе с русскими наёмные турки и греки, которые приехали в эти места на заработки. Главными орудиями труда были кирка и лом. В качестве дополнительных орудий использовались молот для дробления щебня, являвшегося основным дорожным покрытием, тачка, на которой этот щебень развозился и лопата для равномерного его распределения. Позже для строительства тоннелей стал применяться динамит, поэтому среди рабочих было большое количество жертв.
Кроме того, очевидцы рассказывали, что многие строители попросту срывались с вертикальных высоких скал прямо в ущелье Мзымты и разбивались. По признанию современников эта дорога была сложным, очень смелым, отчаянным, достаточно опасным и, можно сказать, даже авантюрным проектом. Зачем же понадобилась дорога такой ценой? Дело в том, что район Красной Поляны имеет благоприятное географическое месторасположение, благодаря чему в этих местах всегда мягкий климат, прекрасная дикая природа и уникальные минеральные источники. Поэтому к Красной Поляне проявляли интерес не только русские, но и большое количество иностранцев, в числе которых было множество французов и англичан.
Несмотря на все трудности, спустя два года упорного труда путь к «царскому курорту» проложили и в Красную Поляну покатили дилижансы и фаэтоны. Время в пути составляло порядка восьми часов. Позже экскурсантов перевозил курсирующий по дороге открытый автобус под названием «Торпеда».
Руководил строительными работами талантливый инженер Константинов. Его портрет, который выкован из меди, можно видеть у дороги на отвесной каменной скале возле одного из самых впечатляющих тоннелей длиной две тысячи четыреста двадцать метров. Этот тоннель сделан в обход четырёхкилометрового сложнейшего горного участка старой дороги. Здесь у въезда в тоннель установлена икона Божией Матери. Любая икона у дороги, по древней Русской традиции, охраняет путников и обеспечивает их безопасность на самых опасных участках пути.
С левой стороны дороги, прямо под скалой стоит памятник в виде четырёхметровой многофигурной композиции, запечатлевший трагические события, которые произошли здесь в 1920 году. На этом узком участке красноармейцы в количестве двадцати человек в кровопролитном бою ценой своих жизней остановили отряды белой гвардии, которые прорвались через перевалы Псеашхо, и не дали им возможности выйти на морское побережье для бегства в Крым и соединения с частями Врангеля.
Трасса Адлер в наши дни
Сегодня трасса – это ультрасовременная автомобильная и железная дороги федерального значения. Ширина асфальтного или бетонного автомобильного полотна составляет двенадцать метров. Железная дорога была построена здесь совсем недавно – к Зимним Олимпийским играм 2014 года. По ней курсируют современные скоростные поезда, на которых всего за полчаса можно доехать из Адлера до Красной Поляны.
Дорога пролегает по долине горной реки Мзымта. В десяти минутах езды в небольшом посёлке Казачий брод находится известная в регионе страусовая ферма, где можно увидеть эму, посмотреть на различные виды попугаев и других пернатых, приобрести настоящие страусиные яйца и различные памятные сувениры. Здесь же, совсем рядом расположено знаменитое форелевое хозяйство, состоящее из ста одиннадцати бассейнов и прудов, которые можно видеть прямо с трассы. Каждый такой рукотворный водоём имеет длину сто метров. Уникальность этого хозяйства заключается не только в огромных масштабах, но и в том, что здесь собраны ценнейшие породы форели, которые разводятся в мире.
В летние месяцы в хозяйство не прекращается поток организованных экскурсионных групп с туристами, которые знакомятся с интересными фактами из истории этого форелевого хозяйства, узнают секреты разведения рыб, дегустируют различные рыбные блюда и, по желанию, покапают рыбу в фирменном магазине. Недалеко от форелевого хозяйства можно попасть на уникальное шоу стеклодувов, где познакомиться с филигранной работой мастеров-стеклодувов. Здесь же можно приобрести интересные стеклянные изделия. Немного левее трассы за посёлком Казачий брод можно побывать ещё в двух интересных достопримечательностях Краснодарского края. Это церковь Георгия Победоносца 1898 года постройки и женский монастырь.
Если следовать дальше по трассе, то за первым тоннелем имеются специально оборудованные места, где можно отдохнуть или устроить небольшой пикник. Здесь же находится отправная точка начала сплава на рафтах. Немного дальше по трассе, с правой стороны с удобной смотровой площадки можно полюбоваться живописным ущельем Ах-Цу и бурлящей внизу своенравной Мзымтой. После этого через несколько тоннелей имеется возможность попасть в так называемый Медвежий угол – место, которое известно своими целебными минеральными источниками, а также доехать к ещё одной достопримечательности, притягивающей к себе тысячи туристов – водопаду Девичьи слёзы.
Одним словом, отдыхать в Адлере и не съездить в знаменитую Красную Поляну, не полюбоваться чудесными достопримечательностями вдоль трассы и не почувствовать всю магию этого места было бы большим упущением.