Среди многочисленных достопримечательностей Крыма, являющихся древними фортификационными сооружениями, есть одно, которое занимает особое место. Это Турецикй вал. Он отделяет Крым от материка и за две тысячи лет своего существования часто являлся ареной ожесточённых боёв.
В соответствии с некоторыми гипотезами Турецкий вал или как его ещё называют – Перекопский вал был сооружён римлянами с целью защиты Крыма от многочисленных набегов кочевых племён. Хотя имеются версии, что он появился здесь гораздо раньше и его соорудили киммерийцы ещё за несколько веков до нашей эры с целью предотвратить экспансию скифов. Есть также гипотезы о том, что вал построили скифы или древние греки. Во всяком случае, в средние века вал начал выполнять свои защитные функции по окончании возведения крепости Перекоп. Сам вал растянулся на расстояние порядка восьми с половиной километров, начиная от Перекопского залива Чёрного моря и, заканчивая заливом Сиваш Азовского.
В древности этот вал охраняло три крепости, самой крупной из которых и наиболее укреплённой являлась крепость Ор-Капу. Фрагменты её можно и сейчас видеть у залива. «Ор-Капу» является турецким названием, татары называли её Ферх-Кермен, а славяне – Перекоп. О мощности этого фортификационного сооружения говорит оставшаяся часть крепостной стены идеально ровной кладки, толщина которой составляет целых два метра. При этом глубина рва в отдельных местах доходит до двадцати метров, а ширина самого вала у его основания – пятнадцать метров.
Самые тяжёлые военные удары Турецкий вал принимал на себя в период русско-турецких войн в восемнадцатом веке. Крепость Перекоп вместе с валом была штурмом взята российской армией в 1736 году. Перекоп имел не только огромное военно-стратегическое значение. Через эти Перекопские ворота проходил основной сухопутный путь из материка в Крым. Здесь действовал таможенный пост, осуществлялся жёсткий контроль грузов, а сам въезд на полуостров или выезд из Крыма мог быть осуществлён по особому разрешению. Поэтому перед крепостью в ожидании пропуска всегда выстраивались длинные очереди из торговых караванов и посольских миссий, а рядом возникали многочисленные поселения, где путники могли отдохнуть, помыться в бане, купить на базаре необходимые вещи, развлечься. Поселения в основном были мусульманские, греческие и армянские. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней населённые пункты: небольшой город Армянск и село Перекоп.
В буйные годы Гражданской войны именно по Перекопскому валу проходила линия, разделяющая «красных» и «белых». Войска Врангеля с помощью английских и французских специалистов усиленно укрепляли Перекопскую линию обороны. Турецкий вал со рвом были восстановлены, огневые позиции здесь заняли семьдесят орудий и сто пятьдесят пулемётов, пред валом были установлены многочисленные инженерные заграждения. Также предполагалась существенная огневая поддержка оборонной линии с помощью военного флота, находящегося в Каркинитском заливе.
Вечером в третью годовщину октябрьской революции 1917 года части Южного фронта Красной Армии по приказу Фрунзе совершили легендарную переправу через Сиваш и 8 ноября после продолжительного артиллерийского обстрела 51-ая дивизия Блюхера начала штурм. Всего было предпринято три безуспешные атаки, в ходе которых погибло большое количество бойцов, как с одной, так и с другой стороны. В итоге, ночью 9 ноября 1920 года «красные» отчаянно атаковали противника в лоб. Несмотря на ураганный огонь, наличие на пути огромного количества колючей проволоки и обледенелые склоны рва, Перекопский вал был захвачен, что создало благоприятную стратегическую обстановку, в дальнейшем позволило захватить Керчь и изгнать Врангеля из Крыма.
В годы Великой Отечественной легендарный Перекоп снова стал свидетелем жестоких боёв, но теперь уже дважды. Первый раз в 1941 году во время наступления немецких войск, когда под натиском врага советским войскам пришлось оставить эту линию обороны, а второй – в 1943 году, когда этот плацдарм был отбит у немцев, после чего началось освобождение Крыма.
Перекопский вал является очень интересным, но, к сожалению, ещё мало изученным историко-культурным и туристическим объектом, однако здесь всегда можно увидеть путешественников, осматривающих достопримечательности и приезжающих сюда снова и снова.