Быстро мелькают прекрасные крымские пейзажи, густая зелень компактных фруктовых садов, группы высоких тополей, колоритные сельские постройки, бескрайние поля. Дорога ведёт в Бахчисарай, а именно в его часть, которая называется старый город, где расположена главная достопримечательность этого удивительного, наполненного историей города Крыма – Ханский дворец.
Многие, кто здесь побывал, отмечают удивительную притягательность этого места, его изюминку, несвойственную другим дворцам крымского полуострова. Может быть, это происходит от того, что в его облике удивительно переплелись восточные, византийские и европейские мотивы. А может быть из-за удивительной красоты архитектуры и особой атмосферы, а может быть из-за многочисленных легенд и преданий, связанных с его историей.
Строительство дворца началось в шестнадцатом веке и длилось практически всё столетие. В результате на Земле в долине речки Чурук-Су чудесным образом был создан настоящий райский сад, в том понимании, в котором его представляли тогда крымские ханы. Отсюда и пошло название всей ханской резиденции, а со временем и город стал называться дворцом в саду, что в переводе с тюркского означает Бакче-Сарай. Каждая деталь дворца должна была подтверждать, что это райское место. Отсюда впечатляющие орнаменты каменной резьбы и удивительной красоты росписи. Сегодня площадь этого творения – более четырёх гектар. С западной части прилегали сады, а за ними простирался огромный дворцовый луг, предназначенный для выпаса ханских коней.
Каждого, кто впервые посещает дворец, всегда удивляет необыкновенно, лёгкая, воздушная «киосковая» архитектура всех построек. Создаётся впечатление временности всех строений. Отсутствие казалось бы необходимой для дворца монументальности в его архитектуре не случайно. Весь ритм архитектурных строений подчинён решению задачи создания прохлады летом. Надо сказать, что ханы часто приезжали в турецкую столицу, Стамбул и пытались создать для себя такую же роскошь, что и султан, поэтому неудивительно, что в архитектуре дворца сильно проявлялись арабские, персидские и турецкие мотивы.
Все другие строения за годы существования дворца были разрушены, ведь он переживал пожары, разрушения и разграбления. Немалую роль в смешении стилей сыграл Потёмкин, который в порядке подготовки к приезду её императорского величия Екатерины II на полуостров, из благих побуждений в 1783 году отдал приказ о восстановлении дворца и приведении его в первоначальный вид. После чего в течение трёх лет мастера, которые имели мало представления об азиатской архитектуре, щедро разбавили её европейской. В дальнейшем совершались ещё несколько попыток вернуть дворцу первоначальный вид, которые, как потом оказывалось, несли не меньшее губительное воздействие.
Справедливости ради, необходимо отметить, что в шестидесятые годы прошлого столетия состоялась большая научная реставрация, результатами которой стали успешно восстановленные своды зала Совета и Суда, а также уникальные росписи в ханской ложе, находящейся в мечети, прошла реставрация Фонтанного дворика, во многих местах была отреставрирована наружная окраска стен. В результате, все посетители, которые приезжают посмотреть на это настоящее чудо сегодня, оказываются в лучшем положении, чем те, кто приезжал сюда сто лет назад. Потому что они видят архитектуру, максимально приближённую к первоначальной.
Сегодня Ханский дворец включает дворцовые корпусные строения, гарем, Соколиную башню, где, как утверждает легенда, содержались охотничьи птицы, большую мечеть – Хан-Джами, а также кладбище Гиреев – мезарлык с мавзолеем жены коварного правителя. К востоку от Хан-Джами находится банный корпус, который называется Сары-Гюзель, что означает – жёлтая красавица. Эти банные помещения создавались по типу турецких или римских купален, под полом которых было проведено отопление и водоснабжение, включая горячее.
Подача тепла в основные банные помещения осуществлялась по специальным свинцовым трубам. А сами бани применялись не только, как место для очистительных процедур, но я для отдыха и любовных утех, поэтому перед банными помещением, которые не имели окон, был обустроен крытый дворик с оборудованным фонтаном, а свет в него попадал через куполообразные крыши с прорезями в виде звёзд и полумесяцев. Вход в Хан-Сарай расположен возле моста через речку Чурук-Су. Над массивными воротами можно увидеть барельефное изображение двух сплетённых змей. Они являются гербом Гиреев. По существующей легенде, первый камень, ставший началом возведения дворца был заложен именно здесь – в месте борьбы двух змей. Ворота ведут на дворцовый двор, где во времена правления ханов, послы и знатные люди оставляли своих слуг и оружие, чтобы впоследствии предстать перед властителем.
Об истории и поэзии этого фонтана существует огромное количество различных легенд. Однако в основном все посетители приходят им полюбоваться, благодаря бессмертной поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
Особое внимание туристы всегда обращают на так называемый «Фонтанный дворик» с «Золотым фонтаном» – Магзубом, а также «Фонтаном слёз», который на самом деле носит имя «Сельсебиль». Так в Коране называется райский источник, который служит для утоления жажды мусульман, павших за веру. На мраморной плите фонтана вырезаны лепестки цветка, а в центре него высечен человеческий глаз, из которого на грудь скатывается тяжёлые мужские слёзы, на протяжении лет и веков постоянно обжигая её и, медленно перетекая из одной чаши в другую. Кроме того, иранским мастером Омером, создавшим этот фонтан, была вырезана обычная улитка, как символ сомнения. Фонтан, как и сам хан всё плачет и плачет об утрате день и ночь…
На территории дворца работает музей археологии, обладающий большим количеством экспонатов, в котором функционирует постоянная выставка огнестрельного оружия семнадцатого – девятнадцатого веков, составленная из различных музейных фондов. В южной части парка-музея расположено братское кладбище, где погребены советские войны, отдавшие свои жизни за освобождение Родины во время Великой Отечественной Войны.