В небольшом отдалении от Бахчисарая есть одна уникальная и очень живописная расщелина в огромных скалах – Марьм-Дере. Это название в переводе с татарского языка означает «ущелье Марии». Здесь в красивейшем месте, в гармонии с природой, много веков назад был образован превосходный древний монастырь Крыма – Успенский.
Говорят, что своему созданию он обязан греческим монахам-иконопоклонникам, которые бежали из Византии примерно в восьмом или девятом веке. Они были рады местности, которая оказалась очень похожей на древнейший Афон, а также имела бивший источник кристально чистой пресной воды. Поэтому они вырубили в горной породе храм и свои кельи. По другой версии обитель была образована в пятнадцатом веке, когда крепость на вершине горы, захватили турки. При этом монахи, жившие там, наверху в городском монастыре, вынуждены были спуститься к подножию и основать здесь свою обитель.
Обе версии имеют право на существования, а о том, почему именно это место было выбрано для святой обители, гласит предание о пастухе, звали которого Михаил, живший в ущелье в давние времена. Однажды он увидел чудо. 15 числа восьмого месяца в день успения Божьей Матери прямо перед ним на скале появилась икона – Богоматерь с зажженной под ней свечой. После его рассказа об увиденном, к иконе пришли прихожане, отдавая почести, аккуратно сняли её и осторожно с особым трепетом перенесли в жилой дом. Однако утром этой иконы в этом доме не обнаружили. Её обнаружили снова на скале, в том же месте. С молитвою и почитанием в скале был выдолблен храм, само ущелье получило имя Марьям-Дере, а монастырь позже стал именоваться Успенским. По другому преданию, монастырь возник там, где Пресвятая Богородица поразила злого змея, который пожирал людей и скотину. Люди осознали, что произошло настоящее чудо, разрубили мёртвого змея и полностью сожгли его, а прямо здесь была положено основание святой обители. Есть и третья версия. Она гласит, что икона Богоматери перенесена сюда из Турции монахами, имена которых Варнава и Софроний. Им на эту точку для пыстынножительства указала сама Богородица Одигитрия – Путеводительница.
Монастырь позволял молиться послам из христианских держав, которые прибывали к хану в тот период, когда его основной крепостью была Чуфу-Кале. Основная заслуга этой обители состояла в том, что в сложнейший для христианства исторический период он превратился в настоящий центр религиозной и общественной жизни и нёс на себе функции поддержания духа и защиты веры.
В шестнадцатом – семнадцатом веках христианство на крымском полуострове угасало, отношения России и Крымского ханства были враждебными, монастырь ветшал, нередкими были случаи гонения христианских священнослужителей. Поэтому было принято переселить многих христиан, в том числе и жителей обители в Россию. Однако после переселения монастырь чудесным образом избежал опустошения. В 1781 году с позволения Шагин-Гирея практически никому не известный священнослужитель из Анатолии, которого завали Константин Спиранди прямо в Успенской церкви снова начал богослужения для тех немногих христиан, оставшихся на полуострове.
С тех пор началось развитие обители. В ней появилась подаренная икона Божией матери, достойно заменившая вывезенную ранее Одигитрию. Икона сразу же проявлять чудеса исцеления. Появился иконостас, а возле церкви был построен фонтан. Сам храм тоже был расширен, построены балконы и удобные лестницы. Со временем, а именно 15 августа 1850 года снова открыли Успенский скит, специально для него из Киево-Печёрской лавры была привезена священная икона Успения Богоматери и водружен крест.
Восстановленная обитель имела всего один храм и только три пещерные кельи. Однако благодаря утверждённому генеральному плану он быстро развивался. В него направлялись церковные книги и утварь, была расширена и сделана более удобной лестница, ведущая к храму. Были приобретёны два колокола и совершенно новый иконостас, сооружена колокольня, а сама территория обители была огорожена каменной стеной.
Во время войны в Крыму 1853-1856 гг. в обители был создан госпиталь. Здесь оказывалась врачебная помощь раненым. А рядом было обустроено кладбище, на котором с почестями погребались российские воины, павшие в героических боях Крымской войны. Позже на кладбище воздвигли небольшую церквушку в честь святого Георгия. После военных действий монастырь продолжал развиваться. Он привлекал всё больше и больше паломников и не только благодаря свой чудесной намоленой веками атмосфере, но и уникальными святынями, которые сберегались тут. В числе них: бахчисарайская икона Божией матери, лик Спасителя с восьмьюдесятью четырьмя святыми мощами различных Божьих угодников, крест с распятием, присланный из Старого Афона.
Монастырь расцветал. В архитектуре уже проявились три яруса, были возведены церковь Марка, а также появилась церковь Константина и Елены, выросла колокольня и новейшие тринадцать пещер-келий. На среднем ярусе оборудована церковь святого Иннокентия Иркутского, построены трапезная, удобная кухня, отличная пекарня, различные постройки для хозяйственных нужд, а также две гостиницы для паломников. У въезда была обустроены ворота с двумя кельями. В балке разбит фруктовый сад, на высоте вырастили виноградники и стали культивировать пшеницу, к которой вели восемьдесят четыре ступеньки вырубленной в скале лестницы с парапетом. Появилась пасека.
В 1921 году обитель была закрыта большевиками. Как и многие священные места, монастырь был разрушен и разграблен, а монастырские ценности экспроприированы. Невредимым остался только Успенский храм. А на месте обители была образована рабочая артель имени Артёма. Следует отметить, что, несмотря на закрытие к святому месту всё равно тянулись паломники, и по их просьбе было принято решение передать три полуразрушенных церкви монастыря верующим, однако вскоре это решение было отменено. Во время Великой Отечественной войны второй раз за свою историю монастырь стал приютом для раненых бойцов. И вновь хоронили погибших на старом кладбище рядом с героями Крымской войны. В послевоенные годы госпиталь был перепрофилирован в психоневрологический диспансер, а монастырь так и оставался разрушенным.
Туристов и паломников привлекает сюда удивительная атмосфера, возможность помолиться в святом месте, испить воды из святого источника, а также акустические чудеса, которые происходят благодаря пористому известняку, эффективно поглощающему звуки. Возле монастыря имеется удобная парковка, а на территории можно купить не только сувенирную продукцию, но и целебный мёд с монастырской пасеки. Фотографировать и вести видеосъёмку внутри храмов запрещено. Для этого необходимо получить особое разрешение митрополита.