Комплекс караимских кенас расположен в самом центре средневековой застройки Евпатории и представляет собой очень интересные архитектурные сооружения в городе. Кенасы давно стали центром духовной жизни караимов. Вообще караимы – один из самых малых народов современного мира. Возможно, именно поэтому они очень трепетно и строго относятся к своим национальным традициям и религии. На свои богослужения они не пускают посторонних и считают кенасы местом, где обитает Бог. Это подтверждает одна старинная легенда, в которой повествуется об ограблении кенас. Однажды тёмной ночью на территорию Малой кенасы залез вор.
Грабитель собрал всё золото и серебро в мешок, и уж было собрался ускользнуть с награбленным добром, однако перелезть через ограду у него не вышло, так как его сморил мертвецкий сон. Проснулся он, когда на молитву пришли прихожане и увидели его спящим. Они яростно бросились на защиту святого достояния, однако задержать наглеца им не удалось. Он отчаянно отбивался, перепрыгнул через ограду и был таков. Но далеко уйти у него не получилось, на одной из улиц города его опознали, видевшие его старики караимы и отдали в руки правосудия. Суд приговорил его к пожизненной каторге. Когда же вор рассказал своим товарищам по несчастью нарушившим закон за что его наказали, даже сами узники не нашли ему оправдания. Деньги – это ещё не всё. Не надо грешить там, где обитает бог.
Первым местом поселения караимов была крепость в Чуфут-Кале. В Гезлёве, нынешней Евпатории, караимы поселились позднее. Их первые богослужения происходили вдали от дневного света под землёй в пещере, где и находилось их первое религиозное пристанище. После победоносной для России крымской войны и присоединения полуострова большинство караимов переселилось в Гезлёв, который со временем стал их новым духовным и религиозным центром. Так как они проявили особую верность и преданность России в период Крымской войны, им были предоставлены все права, которыми владели русские подданные. По окончании войны они стали свободно приобретать поместья, сады и виноградники. Часть караимов расселилась в других русских городах, но Евпатория по-прежнему оставалась их основным местом поселения и центром их религиозной культуры.
Попробуем заглянуть внутрь этой обители бога крымских караимов. На территории кенас расположены два основных храма, представляющие собой Большую и Малую кенасы. В Большой проходят праздничные богослужения и отмечаются важнейшие события. Малая – используется в будни и в обычные субботы. Дорога к этим сооружениям ведёт через три небольших уютных дворика, в которых верующие собирались, ожидая богослужения. В них же и обычно проходили совещания общин караимов. Первый двор берёт своё начало сразу у входа на основную территорию. Он как своеобразный коридор с виноградной беседкой.
Белоснежный мраморный коридор, великолепный ухоженный розарий, увитые виноградной лозой дворики – все это как будто заставляет задуматься о смысле жизни в суетном мире и подготавливает сознание к встрече с богом.
В одном из дворов расположена мраморная стела, построенная в память приезда сюда российского императором Александра.I. Во время своего визита в обители для императора был устроен радушный приём. Остановился он в доме городничего Бабовича, который позднее стал духовным предводителем караимов. Памятник украшает двуглавый позолоченный орёл, как символ России. Неподалёку находятся мраморные солнечные часы. Они как бы устанавливают связь времён и указывают на быстротечность времени. Виноградной лозе, под которой проходят экскурсанты, более ста пятидесяти лет. В декоративных нишах плиты из белоснежного мрамора содержат начертанные на них слова из священного писания на древнем языке. В одной из похожих ниш расположен фонтан для омовения рук верующих.
В маленьком уютном садике под беседкой радуют своим буйным цветением кусты граната – растения, которое считается у караимов священным. Каждый плод граната насчитывает шестьсот тринадцать зёрнышек. Это странным образом совпадает с количеством заповедей Торы. Для удобства верующих построен так называемый дворик ожиданий. Перед входом в Большую кенасу расположена необычная галерея-веранда. Здесь с давних времён ожидали начала службы старейшины караимов. Азара в переводе означает преддверие храма. Это своеобразная галерея с цветными витражными окнами и красивыми мраморными резными потолками, которые радуют глаз. Вдоль стен стоит расположена сплошная каменная скамья, имеющая отделения для обуви. По обе стороны от бокового входа в нишах начертаны строки указа, который освободил караимов от всеобщей воинской повинности.
В период Крымской войны на территории кенас произошло настоящее чудо. Во время штурма Евпатории сюда залетело пушечное чугунное ядро, которое не разорвалось. В память об этом знаменательном событии, его вмонтировали прямо в стену соборной кенасы. В двориках выложены своеобразные надгробия в память о тех, кто внёс свою лепту в строительство кенас, напоминающие о былой войне и легендарной караимской истории.
Кенасы не избежали печальной участи, которая была уготована практически всем храмам различных религиозных конфессий после революционных событий 1917 года. Во времена советской власти на территории кенас был и антирелигиозный музей, и спортзал, и детский сад, и филиал краеведческого музея. Только в конце прошлого столетия комплекс вернули караимской общине.
Сейчас здесь проходят богослужения. На территории работает благотворительная столовая, религиозная школа, караимская библиотека и небольшой музей караимской культуры. Посетить кенасы можно, как в составе экскурсии, так и в одиночестве прогуляться по территории, окунуться в удивительный мир легендарного народа и насладится святой тишиной.