В городе солнца – Евпатории двухэтажное здание жёлтого цвета, а рядом с ним – причудливые ворота на которых герб Крымского ханства – тамга. Это вход в самый настоящий монастырь дервишей. На его территории имеются сооружения, возведённые, начиная с пятнадцатого и заканчивая семнадцатым веком, которые представлены минаретом, мечетью «Шукурула-эфенди», текие – непосредственно храмом. Здания отличаются своей лаконичностью, простотой и отсутствием украшений. Уникально, но это единственный во всей Европе храм дервишей, сохранивший до наших дней свой первоначальный вид. В центре стоит здание, которое имеет в плане форму квадрата.
Внутри, в центральной части – просторный зал, в котором дервиши устраивали свои ритуальные танцы. По бокам – девятнадцать маленьких келий и небольшое углубление в толстой стене, предназначенное для светильника. Если зайти в келью, то можно услышать настоящую тишину. Здесь на самом деле время как будто бы останавливается, а пространство преображается перед входом в иное измерение – мир дервиша, который знает самый короткий путь к Создателю.
Дервиш в переводе с персидского – «нищий», но это отнюдь не означает, что монастырь давал приют голодным, нищим оборванцам, не имеющим крова над головой. Напротив, согласно изображениям дервишей, которые сохранились до наших, они являлись в меру упитанными мужчинами, облачёнными в довольно приличную одежду. Дело всё в том, что в восточных странах всегда называли дервишами тех, кто ищет истину, кто ведёт отшельнический образ жизни, скитается. Они были врачевателями, толкователями снов, предсказателями, переписчиками священных книг, продавцами всевозможных амулетов. Они жили по своим, известных только им законам, не принимая мирские постулаты, иерархию общества и не склоняли головы даже перед султаном. На востоке и в Тавриде особенно они особо почитались, и считались практически святыми.
Что же с финансовой стороны вопроса, то дервиш – «нищий» по определению не мог быть бедным, так как подача подаяния всегда считалось святым долгом любого мусульманина. А если подать дервишу, то это дело, которое почётно вдвойне. К тому же считалось, что молитва дервиша всегда спасёт дающего от бед и невзгод. В отличие от бродяг и попрошаек в нашем понимании, дервиши никогда не просили милостыню. Для них это было бы большим позором. Более того, те, кто хотел им подать сами падали на колени с просьбой принять серебряную монету и так, что рука подающего всегда была ниже руки дервиша. Тогда сам «нищий» принимал решение, брать ли ему предложенное или нет.
Зачастую они становились настоящими разведчиками и добывали важнейшие сведения о количестве войск в назначенном городе, плане оборонительных укреплений, запасах питьевой воды и продовольствия. Старинные рукописи подтверждают эти факты и говорят о том, что зачастую заказчиками подобных услуг становились турецкие власти.
Попасть в этот уникальный монастырь – это значит оказаться в средневековье. Сразу забывается вся пляжная суета, автомобили, снующие по улицам, курортные радости, интернет. Всё это остаётся за воротами монастыря. А здесь безмолвие, тишина, прохлада и удивительно чистый воздух. Время останавливается, возникают образы людей, одетых в длинные одежды, чувствуется приветливая атмосфера, царящая в обители давным-давно. Всё здесь спокойно и пропитано вечностью.
Раньше вход в монастырь располагался в другом месте – со стороны улицы, которая сегодня называется Поворотная. Приближаясь ко входу дервиш громко проговаривал: «Я – Хува!». Все обитатели обители, услышав это восклицание, тут же также громко ему отвечали: «Хува!». У входа вновь прибывший целовал руку: тарикаджи-эфенди – самому главному из послушников, зикр-баши – главному во время религиозных собраний, а также турбедар-деде, который являлся хранителем святилища, после чего он обнимался со всеми постояльцами, и за ним закреплялась отдельная келья.
Их богослужения всегда сопровождались песнями и плясками, но следует понимать, что такие танцы совсем не являлись развлекательными. Это было основное средство для освобождения духа. Об этих ритуалах до сих пор ходят различные легенды.
После захода солнца, с наступлением вечера в купольный зал входили музыканты с тамбуром – барабаном, найем – одной из разновидностей флейты, ситарой – музыкальным инструментом, похожим на лютню, дефом – бубном, рубабом, напоминающим виолончель, и сазом – народным татарском инструментом, который можно увидеть в руках Ашика Омера. Памятник ему находится возле мечети Джума-Джами. Дервиши надевали белые юбки, покрывали себя чёрными накидками, имеющими шлейфы, на голову надевали вишнёвые тюрбаны, рассаживались так, что в центре зала образовывался круг, в центральной точке которого сидел шейх, роль которого играл настоятель обители, одетый во всё зелёное и сидевший на овечьей шкуре. Потом шла молитва, которая завершалась ударом рук дервишей об пол, который производился одновременно. Затем они сбрасывали накидки и начинали медленно совершать вращательные движения, подняв правую руку и опустив левую к самому полу.
Со временем темп нарастал. Магическая музыка, превосходная акустика и полумрак в помещении ещё больше усиливали впечатления и позволяли кружащимся дервишам услышать голос Бога. Когда, казалось, что вот-вот наступит кульминация, музыка резко обрывалась, в зале воцарялась звенящая тишина, а через мгновение по знаку шейха мелодия возобновлялась, но уже в совершенно другом ритме. Самим дервишам в это время раздавали по звену из чётки, размером с орех. Настоятель запевал суру, и громко восклицал: «Видите ли вы Бога лицом к лицу, также как подобных!?». «Нищие» многократно отвечали: «Аллах, йа, Аллах!», затем хором кричали: «Ха!» и снова сильно кружились до наступления полного экстаза, когда постепенно замирал один, второй, третий и, наконец, со временем останавливались все танцующие.
Танцующие дервиши обитали в этом месте до окончания восемнадцатого века. После присоединения полуострова к России их попросту перестали пускать в Крым. Обитель опустела, и монастырь со временем пришёл в полное запустение. Действующей оставалась только мечеть, но в 1924 году и её закрыли. Территория бывшего монастыря была передана под склады Черноморского морского флота.
Только в 2000 году весь монастырский комплекс снова был передан религиозной общине. Среди многочисленных мифов и легенд об обители, есть одна, о которой говорят многие здешние старожилы. Они утверждают, что в монастыре обитает призрак в образе мужчины в былом одеянии. Его многократно видели ночами или рано утром. Это дух последнего имама мечети, которого революционные матросы расстреляли в 1918 году. Кроме того, рядом с текие учёными с помощью приборов были обнаружены три аномальные зоны, представляющие собой, так называемые энергетические источники – входы, по окружности которых выложены камни. Считается, что если некоторое время постоять в центре одного из этих кругов, то можно зарядиться положительной энергией, а если имеются, какие-либо заболевания, то излечиться.