Туристический маршрут «Малый Иерусалим»
Описание
Шум морского прибоя, чарующий звон колоколов, доносящаяся издалека заунывная молитва муэдзина и лабиринты узеньких кривых улочек средневекового города – всё это историческая часть Евпатории, которая в эпоху Крымского ханства носила название Гезлёв. Здесь воссоздана атмосфера средневековья и действует пеший экскурсионный маршрут под названием «Малый Иерусалим». Почему он получил такое название? Всё просто. В Евпатории, так же как и в Вечном городе слились разные религии мира: христианство – православный Свято-Николаевский храм, армянская церковь, ислам – мечеть Джума-Джами и Текие дервишей, иудаизм – синагога, караимские кенасы.
Экскурсия, внесённая в список ЮНЕСКО
В настоящее время «Малый Иерусалим» является привлекательным маршрутом не только для тех, кто отдыхает на западном побережье Крыма. Он внесён в список экскурсий, рекомендованных ЮНЕСКО для посещения. Это говорит о том, что воссозданный средневековый комплекс крайне важен для человечества, а его объекты являются всемирным наследием. Посмотреть на это чудо приезжают со всего Крымского полуострова, и количество посещений растёт с каждым годом.
Ворота
Экскурсия берёт своё начало от Ворот дровяного базара – одних из пяти ворот, существовавших в Гезлёве.
Длина проезда под ними составляет целых тринадцать метров. Это довольно внушительное по своему внешнему виду строение, которое наглядно демонстрирует всю мощь средневековой крепости. Сегодня внутри ворот работает этнографический центр, а на третьем этаже расположена очень интересная музейная экспозиция, главным экспонатом которой является макет крепости Гезлёв. Он в точности воссоздаёт средневековую крепость и благодаря свето-музыкальному сопровождению имитирует жизнь города, начиная с рассвета.
Монастырь дервишей
Далее туристический маршрут приводит к двухэтажному строению и воротам, на которых можно видеть герб Крымского ханства. Это Текие Дервишей – чудом сохранившийся мусульманский монастырь, где в средние века находили свой приют дервиши – люди-аскеты, отказавшиеся от материальных благ. «Дервиш» переводится с древнеперсидского как «нищий». Однако не следует считать, что монастырь был чем-то наподобие приюта или ночлежки для опустившихся оборванцев без крова над головой. Напротив, дервишей почитали на Востоке. Они жили по каким-то известным только им законам, могли не кланяться даже самому султану и были образованными людьми. Многие из них занимались врачевательством, толковали сны, могли предсказывать будущее, занимались переписыванием священных книг, продавали амулеты. Храмовый комплекс состоит из минарета, мечети и текие – помещения, выполняющего функции храма, где дервиши устраивали ритуальные танцы, чтобы войти в транс и непосредственно пообщаться с Создателем.
Джума-Джами
Следуя далее, можно выйти к мусульманской мечети, которая носит название Джума-Джами. Она была возведена в шестнадцатом веке в период правления Девлет-Гирея и сегодня, после реконструкции, своим внешним видом восхищает. Центральное здание с двенадцатью куполами, два минарета, острыми стрелами устремившиеся ввысь, витражные окна, красивый двор с каменной оградой – мимо всего этого просто невозможно пройти.
Особенно красива мечеть в вечернее время, когда зажигаются огни подсветки, выхватывающие главные архитектурные элементы и расставляющие световые акценты.
Мечеть действующая, поэтому попасть внутрь можно только в составе экскурсии.
Свято-Николаевский храм
Напротив мечети находится ещё один храм, только уже не мусульманский, а православный. Это Свято-Николаевский собор с куполами, вздымающимися высоко в небо. Само расположение рядом действующих храмов двух конфессий демонстрирует пример того, как в одном городе могут спокойно соседствовать несколько религий. Евпаторийский храм Святого Николая один из самых крупных на Крымском полуострове. Он может одновременно вмещать порядка двух тысяч верующих. На его фасаде расположены кресты трёх видов: греческие, служащие символом греческого наследия, георгиевские напоминающие о доблести русских солдат и православные – символы православной веры.
Караимские кенасы
Продолжением маршрута является Караимская улица, где в летние месяцы по вечерам можно поучаствовать в различных развлекательных шоу-программах. Здесь же расположены знаменитые Караимские кенасы – уникальный храмовый комплекс являющийся духовным центром малой народности Крыма караимов. Он состоит из Соборной и Малой кенас, а также трёх небольших двориков, ведущих к этим необычным храмам. Здесь царит особая тишина, свойственная храму.
Дворики увиты виноградом, есть здесь чудесный розарий, кусты граната, а неподалёку можно увидеть солнечные часы, выполненные из мрамора, которые словно подтверждают наличие вечных ценностей и напоминают о быстротечности времени.
В Соборной кенасе проходят богослужения по праздникам. А в Малой – по будним дням и в обычные субботы.
Синагога
Немного далее караимских кенас на перекрёстке улицы Караимской с улицей Просмушкиных находится ещё один историко-культурный памятник – синагога, которая носит название «Егия-Капай». Она была возведена в 1912 году на общественные средства, в основном собранные ремесленниками города, поэтому иногда её называют ремесленной.
Синагога имеет форму базилики и своей кладкой копирует Иерусалимский храм.
Сегодня она открыта для свободного посещения. Её служители проводят экскурсии, во время которых показывают интерьер и рассказывают об истории синагоги. А история её на самом деле трагичная. В тридцатые годы двадцатого века её закрыли и превратили в складское помещение. Во время фашисткой оккупации Крыма она вообще была приспособлена под конюшню, в послевоенное время использовалась как склад евпаторийского пивзавода. Только в 2003 года обветшавшее здание было возвращено еврейской общине. На территории синагоги работает выставка, которая посвящена быту евреев в двадцатом веке. Есть здесь и ресторан в этническом стиле с оригинальным меню, состоящим из блюд еврейской кухни.
Турецкие бани
Ещё один объект на маршруте, заслуживающий внимание туристов, это Турецкие бани.
По существующей легенде, именно в них возлюбленная Сулеймана Великолепного русская рабыня Роксолана совершала омовения перед поездкой в Стамбул.
Бани состоят из отдельных комнат для омовения мужчин и женщин, а также подсобных помещений, где были оборудованы системы подачи воды. Недалеко от них находится армянская церковь 1817 года постройки. В период Крымской войны в ней был расположен французский гарнизон, а после революции 1917 года она, так же как и другие храмы была закрыта. Кроме того, экскурсоводы показывают мечеть Тахтал-Джами, Ильинский храм, Дом Дувана.
Единый билет для осмотра объектов действителен в течение недели. Этого времени вполне достаточно для неспешного знакомства со старой частью города и его достопримечательностями. При этом у местных гидов следует поинтересоваться расписанием шоу-программ, проводимых на маршруте. В этом случае можно будет попасть, к примеру, в мусульманский монастырь на костюмированные танцы дервишей.
«Малый Иерусалим» – это замечательный экскурсионный маршрут, который позволяет узнать историю Евпатории и с головой окунуться в атмосферу средневековья.