На Тонком мысе курортного Геленджика находится одна из чудесных духовных достопримечательностей города – церковь Михаила Черниговского. Совсем небольшой по своим размерам храм привлекает внимание своим названием и удивительной историей, связанной с мученическим подвигом русского князя Михаила Черниговского.
Он с самого детства был благочестивым и отличался особой кротостью. В 1223 году после того, как в битве на реке Калке прямо в бою погиб его родной дядя Мстислав, он стал князем и правил справедливо, милосердно, но достаточно твёрдо, чем снискал большое уважение в народе. С 1238 года, когда полчища татар опустошали русские селения, левобережье Днепра и двинулись на Южную Россию, князь хорошо понимал, что в одиночку с этим злом не справиться и поэтому просил помощь у католического мира. Конечно, как это не раз бывало в истории, от Запада, он никакой помощи не дождался. Более того, узнав о монголо-татарском нашествии на русскую землю, немцы сами бросились на истерзанную Русь.
Вскоре в русских селениях появились ханские послы, которые переписывали население и определяли необходимый размер дани. А от самого князя была необходима его абсолютная покорность, подчинение хану и особое разрешения править – так называемый ярлык, который необходимо было получить в самой Орде. Вот и направился князь Михаил вместе со своим соратником боярином Фёдором в 1246 году к татарскому хану Батыю. Ордынцы были осведомлены о попытках русского князя создать с Западом против них коалицию, и решили испытать его.
Перед встречей с правителем у шатров ханского воеводы Елдеги им было приказано пройти через огонь костра, чтобы очиститься от злобных умыслов и поклониться монгольским идолам: богу солнца и огня. Ответом Михаила стал категорический отказ. Он сказал, что будет кланяться только истинному Богу, а не какой-то твари. Когда Батый узнал ответ, он пришёл в бешенство и передал через Елдегу, что если Михаил не выполнит требования татарских жрецов, то умрёт мученической смертью.
Смерть была долгой и мучительной. Его жестоко избивали, а затем один из палачей – Даман отрубил святому страдальцу за веру голову. После смерти Михаила ордынцы льстиво обещали Фёдору княжение взамен замученного Михаила, при условии, что он выполнит этот языческий обряд. Однако Фёдор тоже категорически отказался, и его постигла та же участь. Тела убитых были брошены на съедение псам, однако Бог уберегал их и, на удивление татар, голодные собаки к святым даже не приблизились.
Кабардинка – живописнейший посёлок, который расположен на берегу Чёрного моря между тремя горными хребтами совсем недалеко от Геленджика. В нём всё хорошо и красиво: утопающие в зелени и цветах небольшие улочки, колоритные домики, великолепные морские пейзажи. Здесь, так же как и в самом ГелХристианский подвиг Михаила и Фёдора, а также происходившие на их глазах чудеса удивили даже злобных палачей, и заставил Батыя по-другому взглянуть на христианскую веру и на русских. С тех пор татарские ханы не требовали у русских князей поклоняться языческим богам, а сами князья пользовались тезисом, сформулированным князем Михаилом, который стал на многие годы компромиссом и не затрагивал христианскую совесть. Мощи святых ещё при Иоанне Грозном были перевезены в Москву, где и хранятся до сих пор в Архангельском соборе, а в Геленджике в 1913 году была построена церковь в честь христианского подвига Михаила Черниговского. Проект церкви был разработан по высочайшему императорскому указу известным архитектором Покровским и совместил в себе традиционный русский архитектурный стиль с эстетикой модерна.
К сожалению, как и многим другим храмам России, в советский период этой церкви был нанесён непоправимый ущерб. Её закрыли, в помещении сначала устроили клуб, затем его переоборудовали под электрическую подстанцию, а после войны совсем забросили. Здание ветшало и постепенно разрушалось. После крушения СССР, в девяностые годы двадцатого века здание было передано верующим, но всё равно при проведении масштабных реставрационных работ изначальный облик церкви восстановить так и не удалось: вид фасадов был утрачен, размеры шатра изменились. Внутренне убранство, интерьер, иконостас – всё это, естественно, было полностью выполнено заново.