Дом творчества Коровина
Информация
Описание
Закат. Вечернее солнце путается в роскошном букете восхитительных роз, а рядом, почти под ногами плещутся волны, как бы играя со скалой у дома...Эти розы на фоне безбрежной морской глади, и скалу, и небольшой дом прямо над морем часто воспроизводил на своих полотнах известный художник Коровин, тем самым передавая настроение Крыма, где однажды навсегда поселилась его душа. История виллы художника берёт своё начало с его встречи с другом детства – Чеховым, который любезно предложил принять в дар участок и дачу на берегу моря в Гурзуфе. Тогда Коровин отказался, потому что не мог спать под шум волн. Позже он всё-таки построил для себя мастерскую только не на самом берегу, а чуть дальше, но впечатления, оставшиеся от маленького домика над морем, и незабываемых встреч с другом, он пронёс через всю свою жизнь.
Вилла «Саламбо»
Со временем мастерская расстроилась и превратилась в целую виллу из четырнадцати комнат с характерными синими балкончиками, которой художник дал романтическое имя «Саламбо», помня о работе над декорациями к балету «Саламбо», поставленному по известному одноимённому роману Гюстава Флобера.
С точки зрения архитектуры вилла «Саламбо», построенная по собственному проекту Коровина, довольно скромная и представляет собой эдакий аскетичный, без всяческих излишеств модерн.
Однако это не мешало художнику создавать в ней свои бессмертные произведения, встречать известных гостей: Репина, Сурикова, Шаляпина, Куприна, Мамина-Сибиряка, Горького и устраивать встречи творческой интеллигенции. Константин Коровин всегда был в центре внимания, являлся душой компании. Яркая внешность, бесспорный талант, уникальный дар рассказчика, чудесный голос, весёлый характер – все эти черты вызывали к этому балагуру неподдельные симпатии. Поэтому в его доме всегда было весело и оживлённо.
На самом деле крымский период творчества художника был недолгим, но очень плодотворным. Он работал в Гурзуфе с 1911 по 1917 годы. В начале Коровин бывал на своей вилле наездами, а с 1914 года стал жить в ней практически безвыездно. Вид на бухту Чехова с летящими над морем чайками и прогуливающимися по набережной дамами, гурзуфская пристань, колоритные отдыхающие на фоне дачной застройки и крымских гор, вечернее море у гурзуфского берега, базар цветов, и, конечно же, крымские розы. Эти и многие другие сюжеты были созданы живописцем в период его пребывания в Крыму. Живопись Коровина в начале двадцатого века многим казалась какой-то сумбурной и неумелой. Импрессионизм в России на рубеже веков развивался сложным, тернистым путём.
Как говорил Александр Бенуа, манера письма художника «дерзко-небрежная» и даже грубая, поэтому многие в то время не подозревали, что яркие краски на этих полотнах и вся на первый взгляд грубая живопись на самом деле очень высокого достоинства.
Действительно, грубые, размашистые мазки, кажущиеся случайными, и нагромождение красок на полотнах, но как тонко при этом картины передают настроение, характер, воздушную атмосферу, неуловимую игру цвета и тени. Поразительно! Его живопись можно сравнить с красочной симфонией. Ведь не зря же педагог Константина Коровина Борис Иогансон называл его «Моцартом в живописи», а Шаляпин дал ему второе прозвище «Паганини в живописи».
Комната-музей
Экскурсия по музею Коровина начинается с внутреннего дворика. Тут есть открытая терраса, которую в начале двадцатого века друзья художника прозвали «сковородкой» из-за нещадно палившего на ней солнца. Раньше кипарисы были ещё совсем молоденькими, тени не было, а смотровую площадку украшали только кусты плетистых роз, некоторые из которых, как утверждают старожилы, чудом сохранились до наших дней. Здесь же установлена стилизованная театральная тумба с афишами начала двадцатого столетия. Ведь Коровин был ещё и замечательным театральным художником, который создавал эскизы костюмов и декораций к спектаклям.
Практически все дни, проводимые художником в Гурзуфе, проходили по следующему плану.
С восходом художник работал над утренними этюдами, после небольшого завтрака он приступал к дневным, а с наступлением сумерек – шёл трудиться над вечерними.
Особое внимание художник уделял великолепным розам, которые в Крыму шикарные. Он специально привёз в мастерскую большую коллекцию ваз, в комнатах своей виллы расставлял букеты, сам их составляя и строго следя за тем, чтобы характер каждого букета соответствовал выбранной цветочной вазе. Картин с розами им было написано здесь множество. Именно в Крыму Коровин открыл для себя такой жанр живописи как натюрморт, осознав всю его многообразность и почувствовав огромные возможности для самовыражения.
Тяжёлые времена
После революционных событий 1917 года он покинул свою виллу, а в 1922 году её национализировали. Попросту говоря, просто отобрали у художника. Сам же Коровин в 1923 году после заявления в его адрес, что для пролетарского государства его живописные произведения никакой ценности не представляют, эмигрировал во Францию, откуда прислал своё завещание – передать виллу художникам. Он сильно тосковал по Родине, по любимой русской земле, по Крыму и так и не вошёл в творческую жизнь. Скончался Коровин от сердечного приступа в 1939 году. Смерть застала русского художника прямо на парижской улице. В советский период вилла «Саламбо» использовалась в виде базы отдыха, а с 1947 года к ней были пристроены два корпуса, и она получила статус дома творчества художников.
До сих пор на узких гурзуфских улочках частенько можно видеть художников с мольбертами, которые отдыхают в этом доме творчества.
Долгие годы на территории дома творчества была открыта небольшая мемориальная комната, где бережно сохранялись картины, предметы мебели, документы, личные вещи художника. На фасаде виллы «Саламбо» в 1961 году была установлена мемориальная доска с барельефным портретом художника, выполненным из бронзы.
К сожалению, во времена «незалежной» эта мемориальная табличка осталась единственным напоминанием о самобытном русском художнике. Музей был безжалостно разграблен и закрыт, многие экспонаты утеряны, сад сильно пострадал.
Сегодня работа музея, рассказывающая о сложном, драматическом творческом и жизненном пути Коровина, возобновлена. Из подлинного имущества в комнате выставлены два кресла, диван и старое пианино. В ней воссоздана типичная обстановка крымской дачи начала двадцатого века. Здесь же можно увидеть огромный мольберт с установленной на нём копией картины «Гурзуф», репродукции других известных картин художника, таких как «Балкон в Крыму», «Крым. Гурзуф», «Пристань в Гурзуфе», «Розы», а также старые фотографии, статьи и другие материалы о русском художнике. Есть в комнате и портрет самого художника, написанный его другом Серовым. У входа в музей установлены скульптуры Коровина и Шаляпина, а на кованых воротах висит палитра и кисти. Следует отметить, что с момента возобновления работы, с 2014 года, музей активно пополняется новыми экспонатами.
Дом творчества Коровина видео
Контакты
Адрес:
Гурзуф, ул. Чехова, 1
Как добраться:
Проезд: Гурзуф.
Расположение на карте
загрузка карты...
Мускатель
В живописном уголке южного берега Крыма, в одном из самых романтичных курортов – Гурзуфе, расположен...
от 4 000 руб. за ночь
Бесплатный интернет
Холодильник
Бар/Ресторан
Бассейн
Трансфер
Парковка
Сейф
Мечта
На берегу Чёрного моря, в одной из самых живописных бухт южного берега Крыма, среди громадных кедров...
от 1 800 руб. за ночь
Бесплатный интернет
Парковка
Трансфер
Холодильник
Сейф
Море
Богема
Прямо в центре старого Гурзуфа с его колоритными кривыми улочками расположен пансионат «Богема», наз...
от 2 000 руб. за ночь
Бесплатный интернет
Трансфер
Бассейн
Бар/Ресторан
Холодильник
Сейф
Море
Казацкий дом "Есаул-Гурзуф"
"Есаул-Гурзуф" - это комфортабельный 2-х этажный коттедж, расположившийся в од...
Парковка
Холодильник
Осталось 2 последних мест