Дом-музей Максимилиана Волошина
График работ, билеты
перерыв с 13.00 до 14.00
выходной – понедельник
по пятницам музей работает с 12.00 до 20.00
Контакты
На общественном транспорте: до автостанции пгт. Коктебель (автобусом из городов Симферополь, Керчь, Судак, маршрутным такси от городской автостанции города Феодосия), далее (синий маршрут) пешком в сторону моря по улице Десантников до набережной (улица Морская), по которой повернуть налево или (оранжевый маршрут) пешком по улице Ленина до поворота направо в "Дом творчества писателей "Коктебель" и прямо по основной аллее до набережной, по которой повернуть налево, в обоих случаях идти до входа в "Дом-музей М. А. Волошина" по набережной; улица Морская, 43.
На легковом автомобиле: (зелёный маршрут) в пгт Коктебель оставить машину на разрешенной стоянке (улица Ленина, на повороте к основному причалу для катеров либо на платной автостоянке, расположенной после поворота вдоль прохода к причалу). Далее - пешком в сторону моря, на набережной повернуть направо и идти до входа в "Дом-музей М. А. Волошина" на набережной; улица Морская, 43
Описание
В прекрасном Коктебеле, на берегу чудесной бухты, недалеко от величественного Карадага и спокойных киммерийских холмов, находится удивительная усадьба, хранящая многочисленные реалии двадцатого века. С виду мало чем примечательное строение, благодаря талантливому поэту, утончённому художнику, литературному критику, мыслителю Максимилиану Волошину, стало настоящим культурным центром, известным не только в России, но и далеко за её пределами. Это дом Волошина, который, как сам говорил поэт, открыт «навстречу всех дорог». Он является своеобразным открытием Коктебеля и его культурным символом. В первой трети двадцатого века этот дом являлся центром свободомыслия в непростые послереволюционные времена и привлекал на киммерийский берег не одно поколение творческой интеллигенции...Дом, собирающий друзей
Дом, стоящий на берегу моря, проектировался как корабль, имеющий голубые палубы на разных уровнях в виде террас, с которых открываются восхитительные виды на море и Коктебельскую бухту. Строился он долго, с 1903 по 1913 год, постоянно обрастая всё новыми и новыми «палубами». В доме всего двадцать две комнаты, соединённые между собой дверьми. Интересно, что планировка такова, что все комнаты можно обойти, переходя из одной в другую, и при этом, не выходя во двор. Само строение имеет три уровня, а венчает его так называемая вышка или смотровая палуба. Именно на ней Горький читал свою «Песнь о Соколе», а Булгаков – отрывки из «Собачьего сердца». Вообще гостеприимству хозяев дома не было границ. К Волошину в гости приезжали для того чтобы скрыться от вечной суеты столичной жизни, отдохнуть, уединиться, найти единомышленников, которые способны выслушать и понять внутренние переживания. Здесь общались, вдохновлялись свежими впечатлениями, вели нешуточные литературные споры.
Список гостей дома довольно внушительный. Здесь бывали Цветаева и Эфрон, Белый и Брюсов, Горький и Гумилёв, Булгаков и Зощенко, Грин и Перов-Водкин, Эренбург и Бунин. Этот список можно продолжать очень долго.
Даже в самые тяжёлые двадцатые годы прошлого столетия в доме находили бесплатное пристанище множество поэтов, писателей, художников, учёных, артистов и даже авиаторов. Бывало, что за лето количество гостей доходило до шестисот человек. Первые гости начинали приезжать ещё ранней весной, а последние разъезжались глубокой осенью.
Страна обормотов
По сути, дом Волошина превратился в неформальный союз творческой интеллигенции, который в шутку называли «Племенем обормотов». Жило племя одной общиной. Шумная команда обедала за одним большим деревянным столом, во главе которого всегда находился Макс, так его называли близкие и друзья. За этим столом одновременно могло поместиться до пятидесяти гостей. Застолья были длительными, и сопровождались весельем. Заканчивалась трапеза гимном, прославлявшим правительницу «Пра». Так «обормоты» называли Елену Оттобальдовну, мать Максимилиана. Она у них считалась царственной особой. У неё был орлиный профиль и бездонные голубые глаза. Она крутила самокрутки, курила их в изящном серебряном мундштуке и всегда при себе имела спичечницу, выполненную из куска сердолика. В летние месяцы в столовой стояли глубокие блюда со свежими фруктами, а гроздья чёрного винограда просто были навалены на полу, на подстилке из листьев. По вечерам угощались лёгким домашним вином из больших бутылей, стоящих на веранде. Гости любовались киммерийскими пейзажами, купались в море, загорали, дурачились, устаивали юмористические розыгрыши.
Здесь все болели так называемой каменной болезнью. Собирали на берегу отполированные морем маленькие разноцветные камешки: пёстрые агаты, синие граниты, яшму, кусочки мрамора от снежно-белого до розового цвета, горный хрусталь и другую гальку, вымываемую из подводных пещер и выбрасываемую волнами на берег. А затем хвастались друг перед другом своим «богатством».
По существующему уставу каждый «обормот» был обязан вносить интеллектуальную лепту в жизнь дома. Поэтому в доме часто ставились спектакли по авторским сценариям с самодельными декорациями и костюмами. Всё это удивительным образом сочеталось с литературными чтениями и проведением дискуссий.
Уникальный музей, продолжающий жизнь легендарного дома
Музейная экспозиция была открыта в 1984 году. На первом этаже размещены материалы, рассказывающие о биографии и творческом пути Волошина, а на втором – расположена мастерская. При этом само здание, мебель и все предметы, составляющие уникальную аутентичную экспозицию, полностью сохранены, что ставит дом в небольшой ряд музеев Европы, которым удалось выстоять в бурный двадцатый век с его революциями и войнами.
Сохранены интерьеры мастерской, библиотеки, других помещений, самодельная мебель, личные вещи, документы, рукописи Волошина с его авторской правкой. В доме много книг, живописных и графических работ, посуды, предметов быта, интересных произведений декоративно-прикладного искусства. Все вещи занимают свои места так же, как это было сто лет назад. В экспозиции много фотографий, которые передают атмосферу дома и демонстрируют, как выглядел Коктебель в первой трети двадцатого столетия. Творческое наследие Волошина и сам дом сумела сохранить Мария Заболоцкая, ставшая женой поэта в 1927 году и разделившая с ним последние годы его жизни. Всего фонды музея насчитывают более шестидесяти тысяч предметов хранения. Дом до сих пор «живёт». В нём устраиваются многочисленные фестивали, встречи любителей поэзии и литературы, научные конференции. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов. Попадая в этот дом с царящей в нём творческой атмосферой, словно погружаешься в эпоху Серебряного века, чувствуешь её обаяние. Здесь хочется жить, дышать и творить.
Волошин скончался в 1932 году. На набережной ему установлен памятник, а похоронен он по завещанию на горе Куучук-Енишар, которую называют горой Волошина.
Каждый, кто поднимается в гору, почтить память поэта, приносит с собой камешек с берега Коктебельской бухты, как завещал великий «киммериец» двадцатого века.
Дом-музей Максимилиана Волошина видео
Контакты
перерыв с 13.00 до 14.00
выходной – понедельник
по пятницам музей работает с 12.00 до 20.00