Русалка в Мисхоре

Информация

– с детьми
– историческая

Контакты

Мисхор, Мисхорский парк
Русалка находится в воде, примерно 20 м. от берега, по середине Мисхорского парка

Описание

 Женская красота и привлекательность всегда были предметами восхищения представителей сильного пола, поэтому образы таинственных русалок часто появляются в литературе, живописи и особенно в скульптуре. Достаточно вспомнить сидящую у воды на базальтовом валуне грустную бронзовую красавицу в Копенгагене, воинственную полудевушку-полурыбу в сердце Варшавы, грациозную девушку с хвостом Владивостока, парящую на высоком постаменте морскую жительницу с крестом ангела в руках в Таллинне. Есть своя целомудренная русалка, прикрывающая наготу золотой раковиной, в пригороде израильской Хайфы.
 
 Однако именно крымскую «Русалку», находящуюся в Мисхоре, многие искусствоведы считают самой привлекательной и даже называют её эталоном женской красоты.
 
 Мисхорская «Русалка» с ребёнком на руках, подплывшая почти к самому берегу и, опираясь на валун, с тоской смотрящая в сторону берега, является одним из символов и своеобразной визитной карточкой крымского южного побережья. Создание этого необычного памятника стало возможным благодаря легенде, которая издавна передаётся из поколения в поколение и повествует о трагической судьбе красавицы, больше жизни любившей свой родной край.
 
 Легенда о русалке
 
 Случилось это в те далёкие времена когда Крымом владели турки. В одном небольшом селении в семье виноградаря и садовода Абий-ака родилась девочка, которую назвали Арзы. Росла девочка в любви и ласке, а своей приветливостью и смиренностью радовала не только отца, но и всех жителей села. Спустя годы Арзы стала настоящей красавицей – глаз не оторвать. Стан её был стройный и гибкий, как виноградная лоза, волосы – чёрные, как крымская ночь, а смех был звенящим, словно горный ручеёк. Многие молодые люди были влюблены в девушку, пытались взять её в жёны, и приходили к родителям свататься. Однако шансов у них не было, потому что сердце Арзы было давно отдано парню, которого она встретила у фонтана и полюбила. Этот фонтан стал для неё символом любви. Она часто приходила к нему, благодарила за любовь, строила планы. Однако, как это часто случается, именно красота и стала причиной больших бед, обрёкших Арзы на преждевременный уход их жизни...
 
 В те далёкие времена на крымском полуострове процветала работорговля. Молодых девушек похищали, превращали в рабынь и продавали вельможам Крымского ханства для работы прислугой или для любовных утех.
 
 Появился стяжатель, разбудивший чёрные, силы и в деревне, где жила красавица Арзы. Жадный и злобный односельчанин Али-Баба подолгу заглядывался на красавицу и строил план похищения. Он владел парусной лодкой, а потому имел возможность общения с турками и перспективу продать красавицу за большие деньги. Вот однажды, когда родители Арзы наконец дали своё согласие на её брак с возлюбленным и на свадьбу собрались многочисленные гости, счастливая девушка побежала к своему любимому фонтану. Но случилось непоправимое. Пираты, окружившие фонтан схватили красавицу и устремились к лодке, где в предвкушении наживы их ждал Али-Баба. Крепкие руки цепко держали девушку. Она пыталась вырываться, рыдала, звала на помощь, молила её отпустить, но ей заткнули рот, а на голову накинули плащ. В деревне переполошились и когда поняли, что произошло, предприняли попытку преследования. Родители невесты, сваты, молодой жених, односельчане пытались догнать похитителей, но было слишком поздно. Выбежав на берег моря, они увидели только одинокий парус, стремительно отдалявшийся от берега...
 
 Высох любимый фонтан, родители тосковали о невосполнимой утрате, Али-Баба подсчитывал заработанные деньги, а Арзы оказалась в Стамбуле, в гареме самого султана, который полюбил её и сделал своей любимой женой.
 
 Он осыпал её драгоценностями, дарил богатые наряды, обещал золотую жизнь, однако красавица Арзы так и не смогла забыть родину, свою деревушку, фонтан.
 
 Жизнь в «золотой клетке» угнетала её. Даже рождение ребёнка не принесло облегчения. И вот однажды, в годовщину её коварного похищения, она взяла ребёнка, поднялась на вершину башни дворца и бросилась в воды Босфора. Морские волны подхватили её, превратили в русалку и понесли к Мисхору. Когда русалка на закате дня добралась до берега, мисхорский фонтан наполнился живительным потоком. С того времени каждый год в один и тот же час грустная русалка появляется из воды и подолгу с грустью смотрит в сторону родного селения. А затем погружается в воду, чтобы через год вернуться снова.
 
 История «Русалки»
 
 Эта красивая и очень грустная легенда нашла олицетворение в бронзе. В 1907 году знаменитый эстонский скульптор Адамсон, потрясённый до глубины души местной легендой, «оживил» русалку, воплотив итоговый аккорд истории, когда девушка с младенцем подплывает к берегу. Эксперты утверждают, что прототипом мисхорской «Русалки» стала вполне реальная красавица, местная жительница, крестьянка Меланья, которая была кормилицей в семье князей Юсуповых. Мастерство скульптора позволило ему передать тревожное настроение русалки, в мельчайших деталях воспроизвести черты лица красавицы и её фигуру. Вот почему девушка, вынырнувшая из воды, так будоражит воображение всех тех, кто приходит на мисхорский пляж.
 
 Вообще все, что связано с мисхорской русалочкой покрыто завесой тайны, и вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Некоторые исследователи считают, что «Русалок» было создано целых три. Другие – полагают, что ещё больше.
 
 Дело в том, что на одной из старинных открыток русалка представляла собой одиночную скульптуру и была без ребёнка. Говорят, что её унесло во время сильного шторма. Тогда Адамсону пришлось выполнить вторую скульптуру, но на этот раз она представляла собой композицию – мать с ребёнком. Однако и эту скульптурную композицию унесло море. На большее стареющего Адамсона уже не хватило. То ли силы закончились, то ли средства, ведь все свои скульптуры русалок он выполнял и устанавливал за свои собственные средства. Далее история ещё более путанная. Очередная русалка появилась на прежнем месте в конце двадцатых годов. Её по сохранившимся отливкам воссоздали ученики великого мастера. Эта версия русалки в точности повторяла адамсоновскую, что подтверждалось надписью на скульптуре «По Адамсону».
 
 Она пережила первые советские пятилетки, годы войны, восстановление народного хозяйства и была демонтирована с валуна под предлогом разбушевавшейся стихии во время реконструкции набережной в семидесятые годы прошлого столетия. По другой версии считается, что демонтаж произошёл на целых десять лет позже во время отсыпки пляжа. Тогда её пришлось передвигать, во время чего она упала на дно, потеряв руку и хвост. Так это или иначе, но исследователи сходятся в одном – скульптура была сильно повреждена в годы войны. Предполагается, что фашисты превратили её в мишень, на которой оттачивали своё мастерство стрельбы из огнестрельного оружия. Скульптура буквально изрешечена пулями. По всему было видно, что стреляли автоматными очередями. В результате, оценив состояние, было принято решение её не восстанавливать, а выполнить новую. Старая «Русалка» стала экспонатом ялтинской «Поляны сказок», а новая появилась в 1984 году. Её установили на громадном четырёхметровом камне, доставленном к месту из района близ Малого Маяка.
 
 Сегодня красавица русалка продолжает быть украшением Мисхора и пользуется огромной популярностью.

 

В сезон сфотографировать её так, чтобы рядом не было людей не получается. Отдыхающие подплывают вплотную к ней, вскарабкиваются рядом на валун, фотографируются, а некоторые даже прыгают в воду, отталкиваясь от её головы.

 

Наверное, если бы они знали легенду и трагическую историю самой «Русалки», варварство бы прекратилось...

Русалка в Мисхоре видео

Контакты

Адрес:
Мисхор, Мисхорский парк
Как добраться:
Русалка находится в воде, примерно 20 м. от берега, по середине Мисхорского парка
Расположение на карте
загрузка карты...

Добавить свой отзыв

Оценка:

Жилье рядом с Кореизом

Жилье рядом с Кореизе →