Здание музея очень привлекательно и отличается от других домов на улице Победы в Лазаревском. Оказывается, раньше этот особняк принадлежал купцу с фамилией Попандопуло. Крыша дома покрыта красной черепицей, что совершенно несвойственно современным домам. Семья купца проживала на верхнем этаже, на первом когда-то был магазин, а внизу винный погреб.
История этнографического музея
В 1986 году этот особняк отдали музею. Только в 1990 году музей стал принимать посетителей. На сегодняшний день этнографический музей состоит из четырех залов, в которых собраны более 1000 экспонатов. Мне очень понравилось убранство музея внутри, интересная планировка залов, трапециевидный потолок, хорошее освещение, видно, что за музеем хорошо ухаживают, чего я не могла сказать о некоторых музеях, которые посещала. Как я говорила, особняк и внешне и внутри отличают особый дизайн и интерьер, есть ощущение нахождения в мансарде, наверно из-за необычного потолка. Музей посвящен этнографии – материальной и духовной культуре адыгов-шапсугов, проживающих на территории Кавказского Причерноморья.
В залах музея я впервые увидела адыгскую праздничную женскую бархатную одежду с красивой вышивкой, также свадебные головные уборы, некоторое оружие и элементы быта. Хочется отметить, что шапсуги были отличными мастерами гончарного, кузнечного, оружейного ремесел, благодаря экспонатам вы сможете лучше узнать этот народ и то, как они жили, трудились, как верили и отдыхали.
Традиции и обычаи шапсугов
Множество свадебных традиций шапсугов представлены через разнообразные атрибуты, к примеру, украшения делались из ореха фундука, некоторые они создавали как подарок, который вручался перед заключительным ритуальным танцем. Ритуальная трость вручалась на свадьбе почетному гостю, обычно это был какой-то старец. В этом же блоке можно увидеть сундучок для подарков, видимо для приданного невесты, он похож на очень древний чемодан.
Дальше я увидела обрядовую куклу шапсугов, если честно она правда нагоняет страх. Оказывается, в начале XIX века шапсуги смешивали религии и язычество: христианство и ислам, но центральное место по-прежнему занимали древние верования и обряды в которых священными почитались предметы, а также деревья, рощи и лес, где проводились жертвоприношения и молебны.
Девушки и женщины делали такую куклу, проносили ее по аулу с пением Аллаху о ниспослании дождей (интересно, что в данном обряде смешали мусульманство и язычество). Желающие присоединялись к этому обряду, старейшина приносил в жертву козу, мясо жарили и ели, а куклу топили в реке, придавив камнем. После этого обряда на следующий день шапсуги ожидали дождь.
В следующем зале много самобытных элементов, которые рассказывают о сельскохозяйственных и музыкальных инструментах.
Мне понравилась кеманча – струнный смычковый музыкальный инструмент, который был распространён у армян. Чуть меньшего размера кемани, а в 2 раза больше кемандже. В этом же зале есть зурны – восточные духовые инструменты, похожие на дудочки или флейты, гармоника и барабан.
Последний зал посвящен военной тематике и спортивным успехам. В коридоре ближе к выхожу можно увидеть фотографии орхидей, которые растут в этом районе Сочи, а также информацию о Лазаревской судоверфи №1.