В уютном селе Малореченское появился уникальный, единственный на планете, впечатляющий мемориал, который имеет название «Памяти погибших на водах». Он включает себя храм Святого Николая и размещён на в его цокольном этаже очень интересный для посетителей «Музей катастроф на водах». Его официальное открытие его состоялось в мае 2009 года. Комфортные смотровые площадки перед комплексом позволяют любоваться красивейшими морскими пейзажами и задуматься, что море это не только красивые пляжи, яркое солнышко, бирюзовая вода, но и источник большой опасности, связанной со штормами, войнами кораблекрушениями и, как следствие, большие человеческие жертвы.
Экспозиция этого музея посвящена самым страшными страницам в истории мореплавания. Всего в музее семнадцать залов, общей площадью одна тысяча квадратных метров и каждый зал повествует о самых известных трагедиях, связанных с крушениями кораблей. Все экскурсии сопровождаются видеосюжетами.
Погружение в мир затонувших кораблей берёт своё начало прямо в фойе музея. Здесь у каждого посетителя неминуемо возникает эффект присутствия. Действительно каждый посетитель ощущает себя стоящим на борту старого судна, который когда-то потерпел кораблекрушение. Впечатление добавляет электронная бегущая строка с перечислением различных кораблекрушений. Сразу создаётся мрачная, таинственная атмосфера, которая держится на протяжении всего осмотра экспозиции.
Это ещё больше усиливает ощущения таинственности и даже немного жутковатости происходящего. Замаскированные видеопроекторы в это время демонстрируют видеосюжеты о крушениях, многочисленные документальные кадры видеохроники, архивные видеоматериалы, свидетельства очевидцев трагедий. Сами экспонаты музея отделены от пути по которому проходит движение специальными металлическими ограждениями, соединёнными пеньковыми корабельными канатами.
Перед глазами присутствующих на переднем фоне – искусно имитировано морское дно, с лежащими на нём немыми свидетельствами кораблекрушений. Они представлены в виде якорей, ядер, пушек, фрагментов шлюпок, а также различные фонари, цепи, обросшие ракушками части металлических предметов, старые рыбацкие сети, сгнившая почерневшая древесина и другие предметы. Среди экспонатов музея – различное турецкое оружие семнадцатого века, всевозможные снасти, снятые с остатков давно затонувших английских кораблей, одежда морских офицеров и матросов различных исторических эпох. Стены декорированы подводными рельефами, морскими водорослями причудливыми раковинами. Полы изготовлены из тёсаной доски, напоминающей палубу судна, и всё это вместе эмоционально поддерживает общее мрачное настроение посетителей.
Особо привлекает к себе зал, где рассказывается история трагедии знаменитого «Титаника», который был спущен на воду в 1911 году и представлял собой настоящее технологическое чудо начала двадцатого века. Две мощнейшие четырёхцилиндровые паровые машины и паровая турбина, дающие возможность судну развивать скорость до двадцати трёх узлов. Прочный металлический корпус, палубы с каютами трёх классов, роскошный ресторан, бассейн, гимнастический зал, множество спасательных шлюпок, специальные переборки на палубах против затопления и множество другого – специалисты называли «Титаник» самым роскошным и непотопляемым судном современности.
Крушение произошло во время его первого и последнего рейса. Поздно вечером 14 апреля 1912 года, когда «Титаник» развил практически предельную скорость, произошло роковое столкновение судна с айсбергом. Получив крупные пробоины, судно начало уходить ко дну. Мест в спасательных шлюпках не хватало, среди пассажиров началась паника. Через некоторое время судно разломилось на две части и ушло под воду, унеся с собой жизни 1496 человек.
Нельзя равнодушно пройти мимо зала, рассказывающего о трагедии печально известного арктического конвоя PQ-17. Конвой в июне 1942 года, состоящий тридцати пяти грузовых судов с военной техникой и другими важными стратегическими грузами, под прикрытия союзников направлялся в СССР. Неоднозначные приказы командования и откровенно предательские действия союзников привели к тому, что конвой абсолютно лишённый защиты был в упор расстрелян фашистскими подводными лодками. Двадцать два транспорта и два вспомогательных судна были безжалостно потоплены. Вызывает тягостные чувства рассказ о трагической судьбе плавучего госпиталя «Армения». Теплоход курсировал между Батуми и Одессой вплоть до начала Великой Отечественной Войны, после чего был переоборудован в санитарное судно.
На бортах и палубе были нанесены большие красные кресты, предупреждающие противника, что функции судна сугубо санитарные. Однако это не остановило врага, и 7 ноября 1941 года немецкий бомбардировщик всего с шестисот метров атаковал судно двумя торпедами, одна из которых точно попала в носовую часть. Всего за четыре минуты «Армения» ушла на дно. Количество жертв при этом превысило даже количество погибших в катастрофе «Титаника». Очень трагичен зал с печальной историей российской подводной лодки «Курск». В августе 2000 года во время выполнения боевой учебной задачи недалеко от берегов Кольского полуострова на подводном судне произошла авария, и она вместе с экипажем затонула. Спасательные работы положительных результатов не дали. Весь экипаж моряков-подводников остался погребённым на дне. Только лишь в декабре смогли извлечь тела семидесяти трёх погибших моряков.
Все эти печальные истории должны оставаться в людской памяти. Их надо рассказывать детям, потому что только человека, знающего свою историю можно назвать цивилизованным. Посетителей музея всегда радует неравнодушие экскурсоводов и то, с какой энергией они доносят необходимую информацию.