Город-герой, город-порт, город воинской славы – всё это Новороссийск со своими славными боевыми и трудовыми традициями. В нём много различных интересных мест, которые следует посетить. Одним из них, ярким символом Новороссийска, является крейсер-музей «Михаил Кутузов» – бесстрашный ветеран Холодной войны, навсегда бросивший якорь в Цемесской бухте. По данным ЮНЕСКО, он входит в десятку лучших боевых кораблей, которые были спущены на воду в двадцатом веке.
История флагмана, олицетворявшего мощь флота СССР
Проектирование крейсера серии 68 началось ещё в довоенные годы, а по окончанию войны с учётом полученного опыта боевых действий на море продолжилось уже, как проект 68-бис. Основные проектные работы велись Центральным КБ №17 под руководством Александра Сергеевича Савичева. Закладка судна состоялась в 1951 году на верфи кораблестроительного завода Николаева. Тогда он ещё назывался изделием №385. В 1954 году строительство было закончено, а уже через год крейсер занял своё место в составе Черноморского флота. Название ему дали в честь прославленного полководца, командующего русской армией, победившей Наполеона в войне 1812 года. В период Холодной войны крейсер был грозой для вероятного противника.
Длина корабля – двести десять метров, ширина – двадцать два метра, высота – пятьдесят два с половиной метров, а толщина брони – пятьдесят девять миллиметров. Два якоря корабля весят по семь тонн, а якорные цепи – каждая по тридцать тонн! Мощный энергетический узел позволял крейсеру развивать скорость до тридцати пяти узлов. Вооружение состояло из двенадцати 152-мм пушек, размещённых по четырём трёхорудийным башням, двенадцати универсальных орудий 100-мм и двенадцати зенитных установок. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами с возможностью автоматического наведения. Спецификой технологии серии 68-бис было создание корпусов из сваренных между собой отдельных секций, весом по сто пятьдесят тонн. Это означает, что броневые листы использовались не только для защиты, но и как несущие конструкции. Благодаря такому техническому решению к традиционно двойному дну и изолированным бортовым отсекам, выполняющим задачи по защите от последствий попадания торпед или мин, крейсер получал дополнительную защиту.
Следует отметить, что функционально крейсер мог использоваться достаточно широко. Кроме своего основного назначения – прикрытие атаки эскадренных миноносцев и торпедных катеров, он имел специальное оборудование для постановки мин и мог принимать на борт сто тридцать две мины, для установки минных заграждений. Вес мины составлял более семисот килограммов, а перемещалась она на специальных рельсах. Одну из таких мин можно сегодня увидеть на палубе крейсера-музея. Кроме этого, крейсер мог выполнять задачи, как в открытом море, так и поблизости побережья. На его борту могли быть размещены два батальона морской пехоты. Время нахождения в автономном плавании составляло до тридцати суток. На корабле есть кают-компании на шестьдесят мест, клуб, пятьдесят шесть одно- и двух местных кают, узел связи, типографии, методический отсек, кубрики ля матросов.
«Михаил Кутузов» имеет богатый послужной список. За годы службы корабль прошёл более двухсот двадцати тысяч миль. На его счету пятнадцать морских походов повышенной дальности. За свою историю он посетил различные страны черноморского и средиземноморского бассейнов. В 1957 году он совершил переход вокруг Европы и принял участие в параде, проходившем в Ленинграде. В 1967 году он пребывал в зоне вооружённого конфликта и оказывал помощь Египту, а в 1968 году – Сирии.
В 1961 году, когда снимался фильм «Увольнение на берег», на крейсере жил Владимир Высоцкий. Он играл роль матроса Петра. Для того чтобы вжиться в образ артисты месяц жили вместе с матросами по их распорядку, спали в кубриках, питались одной и той же пищей, поднимались по тревоге, стояли на вахте. После трудовых дней в минуты отдыха Высоцкий выступал перед командой со своими песнями. Тогда же Владимиру Высоцкому посчастливилось повстречать Гагарина и Титова. При подготовке к визиту высоких гостей вся съёмочная группа вместе с актёрами была выслана на берег, а Высоцкий так хорошо вошёл в роль матроса, что был принят за члена команды.
Ветераны крейсера спасли морскую легенду от переплавки. В 1996 году остро стоял вопрос утилизации судна, однако ветераны крейсера встали на его защиту. Они убедили руководство страны создать в нём музей. Так, благодаря настойчивости ветеранов, в 2002 году крейсер последний раз пришвартовался у набережной Новороссийска, став замечательным музеем. Надо сказать, что он остался единственным из всего выпуска серии 68-бис, которых было четырнадцать. Остальные крейсеры утилизированы.
Экскурсия в музей «Михаил Кутузов»
Начинается любая экскурсия с удара в рынду – судовой колокол, который весит восемьдесят шесть килограммов. В открытом море его звон слышен в радиусе четырнадцати километров. В ходе экскурсии можно посетить кают-компанию, увидеть большую коллекцию фотографий и несколько макетов военных кораблей. Можно зайти в один из кубриков для отдыха матросов, побывать в машинном и медицинском отсеках, в каюте командира корабля, походить по довольно узким коридорам и представить себе как здесь проходили службу матросы и офицеры. Не обойдётся экскурсия без посещения камбуза с огромными варочными котлами, ведь команда была не маленькой – одна тысяча двести человек. Как таковой столовой для матросов на крейсере не было. Они принимали пищу за раскладными столами, которые устанавливались в проходах кубриков. На шесть-восемь матросов назначался так называемый «бочковой». В его обязанности входила доставка из камбуза пищи, которая находилась в специальных больших контейнерах – бочках.
Экскурсия по судну вызывает различные ощущения. Огромные масштабы и вооружение вызывают настоящее восхищение и гордость за страну, протянутые по мрачным коридорам многочисленные кабели и висящие щитки – страх, а начинающий прогнивать пол палубы крейсера и ржавеющие детали – горечь и обиду, что символ могущества страны, наводивший в годы Холодной войны ужас на потенциального противника, оказался практически брошенным. Правда, по утверждению руководства музея, в ближайшее время планируется рассмотрение вопросов о музеефикации и проведении серьёзного ремонта.
Экскурсии проводятся по мере формирования группы. Экскурсоводы акцентируют внимание, что во время передвижения по кораблю следует смотреть под ноги и одновременно следить, чтобы не зацепиться головой. Они также в шутливой форме предупреждают, что если отклониться от основного маршрута, то можно заблудиться, ведь экскурсия охватывает только малую часть помещений крейсера.
Во время посещения крейсера необходимо соблюдать требования безопасности. Приближаться к ограждениям на борту, а тем более прикасаться к ним категорически запрещается. Леера старые и довольно тонкие, поэтому под нагрузкой могут лопнуть.