Прекрасные бухты, красивые каменистые пляжи, развалины старого города, живописные виды – это место удивительной красоты, которое хранит следы древних цивилизаций. Речь идёт о Херсонесе Таврическом. Название «Херсонес» в переводе означает «полуостров». На самом деле, некогда крупный город был расположен на берегу полуострова в Тавриде. Рядом в горах жили племена тавров, поэтому часто к названию города добавляется слово «Таврический». Этому городу, который одновременно был государством, судьба предоставила длинную жизнь, поэтому он стал частью византийской, древнегреческой и древнеримской историй.
Немного из истории города
По мнению учёных, город был образован в пятом веке до нашей эры на юго-западе Крыма и буквально через сто лет с момента образования занимал всё территорию между двумя бухтами. Сегодня они называются Карантинная и Песочная. Уникально, но Херсонес, являясь рабовладельческим государством, был республикой, с высшим органом – Народное Собрание. Практически всегда в те времена город вынужден был вести оборонительные войны. Во втором веке до нашей эры такими кровопролитными войнами были вооружённые конфликты со скифскими племенами.
Руководство города, находясь в безвыходном положении, было вынуждено просить помощь у понтийского царя Мидридата VI Евпатора, после чего на помощь были отправлены войска, скифы были разбиты, а Херсонес после этого утратил свою независимость и стал частью государства Митридат. В первом веке до нашей эры город попал под власть Римской империи и долго являлся главным юго-западным форпостом этой империи. С начала первого века сюда пришло христианство, которое к четвёртому веку уже превратилось в официальную религию. Для христиан особенно важным является тот факт, что наряду с тем, что город занимал ведущие позиции в экономике, политике и культуре, он ещё стал и крупным духовным христианским центром.
Предания рассказывают, что в первом веке здесь проповедовал один из двенадцати апостолов сам Андрей Первозванный. Однако вначале распространение христианства проходило здесь с большими сложностями. Сюда же в девяносто четвёртом году выдворили римского папу Климента. Здесь же он принял смерть от рук язычников. Только в четвёртом веке во время царствования императора Феодосия I христианская вера набрала силы, а христианство стало в Херсонесе официальной религией. Именно в эти времена античные памятники, театры, храмы безжалостно разрушались, а им на смену приходили христианские церкви.
Культурное достояние Херсонеса
Всего здесь учёные насчитывают более шестидесяти различных культовых сооружений. Их строили везде: на площадях, внутри жилых кварталов, на морском побережье. Пятый век был ознаменован вхождением города в Византийскую империю. А после заключения в десятом веке союза с Русью именно отсюда началась распространение христианства на Киевскую Русь.
С веками могущество Византии было ослаблено, вся крупная торговля постепенно переместилась ближе к восточным областям крымского полуострова, плюс к этому на город в тринадцатом и четырнадцатом веках постоянно совершали набеги кочевники. Это стало основными причинами упадка Херсонеса. После этого город перестал существовать. Гораздо позже начали проводить раскопки, которые сегодня дают представление об этом прекрасном городе.
Во время экскурсии по Херсонесу можно ознакомиться с множеством античных памятников, средневековыми оборонительными стенами, руинами греческого театра, монетным двором того же периода, а также многочисленными христианскими святыми.
Душой Херсонеса всегда была Агора – центральная площадь, которая являлась настоящим центром религиозной и общественной жизни города. Она расположена на Первой продольной улице в юго-восточной части города. Ещё одним древнегреческим наследием является театр, который образовывался двенадцатью каменными ярусами, расположенными в виде амфитеатра, вмещавшим, по некоторым оценкам, до трёх тысяч зрителей. Всегда привлекает внимание туристов башня, которая расположена возле Южных ворот Херсонеса, оборонная стена, руины таможни, жилая усадьба, монетный двор, а также главный форпост Херсонеса на южном рубеже – Башня Зенона.
Следы, оставшиеся древнеримской цивилизацией, тоже впечатляют. Экскурсанты могут полюбоваться Цитаделью, оборонительными стенами, водохранилищем, в которое поступала вода по специальным гончарным трубам из близлежащих источников. Длина трубопровода доходила до десяти километров. И это только второй век нашей эры – впечатляет! Интересно посмотреть на дом винодела на Второй продольной улице – уникальное, сравнительно хорошо сохранившееся помещение. Если останавливаться на византийских следах, то обязательно следует обратить внимание на Уваровскую базилику, расположенную в северо-восточной части древнего города. Важно также увидеть христианские святыни, самой грандиозной из которых является Владимирский собор, который был возведён в византийском стиле уже в 1877 году.
Православные храмы Херсонеса
Кроме него, всегда вызывает интерес древнейшие православные храмы, которые были открыты во время проведения раскопок. Прямо возле Главной улицы находится прорубленная в камне пещера. Это Подземный храм – мавзолей, а точнее будет назвать это сооружение – мартирий. Он состоял из верхнего яруса, в качестве которого выступало прямоугольное здание небольших размеров, и нижнего, собственно то, что видно туристам. Храм играл роль тайного места богослужения. Его строили ещё тогда, когда христианство только-только зарождалось. По существующей версии, позже храм служил мавзолеем-усыпальницей христианских мучеников, растерзанных язычниками в те жестокие времена гонений. Причины, почему храм оказался заброшенным связывают с сильным землетрясением, произошедшим здесь в одиннадцатом веке.
Обращает на себя внимание шестистолпный храм, который был обнаружен в 1877 году. Посетителям видна сохранившийся первый ярус храма и нижняя часть стен до второго этажа. Внутри находится шесть каменных столбов. По этой причине храм и получил своё название. Доказано, что именно эта церковь входила в целый кафедральный комплекс, занимавший целый квартал города, который являлся резиденцией херсонесского эпископа. Во время экскурсии можно увидеть храм на сводах, который существовал с десятого до четырнадцатого века. Он расположен ближе к морскому побережью, в низине. Храм был довольно скромных размеров , точно так же, как и шестистолпный имел верхний этаж и служил усыпальницей.
Очень интересен и живописен своими развалинами храм с ковчегом. Для того чтобы его увидеть надо вернуться к входу заповедника и посетить развалины античного театра. Во время становления христианства театр, как и другие развлекательные учреждения, был разрушен, из него сделали каменоломню, а затем был превращён в обычную свалку. А в шестом веке здесь построили храм, имеющий в плане равноконечный крест. Постройка достигала рекордной для города высоты – восемь метров и была сложена из подтёсанных камней, скреплённых известковым раствором. В 1897 году, была обнаружена одна из самых интереснейших находок. Это оказался серебряный ларец, выполненный в форме саркофага, который явно содержал мощи, завёрнутые в шёлковую ткань. Поэтому храм стали называть – храм с ковчегом.
А в 1902 году в результате очередных раскопок был открыт так называемый загородный храм богоматери Влахернской. Учёные считают, что он был главной церковью херсонесского монастыря и сравнительно хорошо сохранился. Следует отметить, что во время масштабных раскопок того времени поблизости этого храма на площади примерно две тысячи квадратных метров были обнаружены более ста шестидесяти отдельных склепов и гробниц, что даёт основание говорить о нахождении здесь херсонесского некрополя.