Прекрасные бухты, красивые каменистые пляжи, развалины старого города, живописные виды – это место удивительной красоты, которое хранит следы древних цивилизаций. Речь идёт о Херсонесе Таврическом. Название «Херсонес» в переводе означает «полуостров». На самом деле, некогда крупный город был расположен на берегу полуострова в Тавриде. Рядом в горах жили племена тавров, поэтому часто к названию города добавляется слово «Таврический». Этому городу, который одновременно был государством, судьба предоставила длинную жизнь, поэтому он стал частью византийской, древнегреческой и древнеримской историй.
Немного из истории города
По мнению учёных, город был образован в пятом веке до нашей эры на юго-западе Крыма и буквально через сто лет с момента образования занимал всё территорию между двумя бухтами. Сегодня они называются Карантинная и Песочная. Уникально, но Херсонес, являясь рабовладельческим государством, был республикой, с высшим органом – Народное Собрание. Практически всегда в те времена город вынужден был вести оборонительные войны. Во втором веке до нашей эры такими кровопролитными войнами были вооружённые конфликты со скифскими племенами.
Руководство города, находясь в безвыходном положении, было вынуждено просить помощь у понтийского царя Мидридата VI Евпатора, после чего на помощь были отправлены войска, скифы были разбиты, а Херсонес после этого утратил свою независимость и стал частью государства Митридат. В первом веке до нашей эры город попал под власть Римской империи и долго являлся главным юго-западным форпостом этой империи. С начала первого века сюда пришло христианство, которое к четвёртому веку уже превратилось в официальную религию. Для христиан особенно важным является тот факт, что наряду с тем, что город занимал ведущие позиции в экономике, политике и культуре, он ещё стал и крупным духовным христианским центром.
![Достопримечательности Крыма - Херсонес](/upload/iblock/3cc/3ccdbc357ab2a7017c3171310752c705.jpeg)
Предания рассказывают, что в первом веке здесь проповедовал один из двенадцати апостолов сам Андрей Первозванный. Однако вначале распространение христианства проходило здесь с большими сложностями. Сюда же в девяносто четвёртом году выдворили римского папу Климента. Здесь же он принял смерть от рук язычников. Только в четвёртом веке во время царствования императора Феодосия I христианская вера набрала силы, а христианство стало в Херсонесе официальной религией. Именно в эти времена античные памятники, театры, храмы безжалостно разрушались, а им на смену приходили христианские церкви.
Культурное достояние Херсонеса
Всего здесь учёные насчитывают более шестидесяти различных культовых сооружений. Их строили везде: на площадях, внутри жилых кварталов, на морском побережье. Пятый век был ознаменован вхождением города в Византийскую империю. А после заключения в десятом веке союза с Русью именно отсюда началась распространение христианства на Киевскую Русь.
С веками могущество Византии было ослаблено, вся крупная торговля постепенно переместилась ближе к восточным областям крымского полуострова, плюс к этому на город в тринадцатом и четырнадцатом веках постоянно совершали набеги кочевники. Это стало основными причинами упадка Херсонеса. После этого город перестал существовать. Гораздо позже начали проводить раскопки, которые сегодня дают представление об этом прекрасном городе.
![](/upload/iblock/75c/75c0762dc6ce1ac1b27a11afd557935f.jpeg)
Во время экскурсии по Херсонесу можно ознакомиться с множеством античных памятников, средневековыми оборонительными стенами, руинами греческого театра, монетным двором того же периода, а также многочисленными христианскими святыми.
Душой Херсонеса всегда была Агора – центральная площадь, которая являлась настоящим центром религиозной и общественной жизни города. Она расположена на Первой продольной улице в юго-восточной части города. Ещё одним древнегреческим наследием является театр, который образовывался двенадцатью каменными ярусами, расположенными в виде амфитеатра, вмещавшим, по некоторым оценкам, до трёх тысяч зрителей. Всегда привлекает внимание туристов башня, которая расположена возле Южных ворот Херсонеса, оборонная стена, руины таможни, жилая усадьба, монетный двор, а также главный форпост Херсонеса на южном рубеже – Башня Зенона.
Следы, оставшиеся древнеримской цивилизацией, тоже впечатляют. Экскурсанты могут полюбоваться Цитаделью, оборонительными стенами, водохранилищем, в которое поступала вода по специальным гончарным трубам из близлежащих источников. Длина трубопровода доходила до десяти километров. И это только второй век нашей эры – впечатляет! Интересно посмотреть на дом винодела на Второй продольной улице – уникальное, сравнительно хорошо сохранившееся помещение. Если останавливаться на византийских следах, то обязательно следует обратить внимание на Уваровскую базилику, расположенную в северо-восточной части древнего города. Важно также увидеть христианские святыни, самой грандиозной из которых является Владимирский собор, который был возведён в византийском стиле уже в 1877 году.
Православные храмы Херсонеса
Кроме него, всегда вызывает интерес древнейшие православные храмы, которые были открыты во время проведения раскопок. Прямо возле Главной улицы находится прорубленная в камне пещера. Это Подземный храм – мавзолей, а точнее будет назвать это сооружение – мартирий. Он состоял из верхнего яруса, в качестве которого выступало прямоугольное здание небольших размеров, и нижнего, собственно то, что видно туристам. Храм играл роль тайного места богослужения. Его строили ещё тогда, когда христианство только-только зарождалось. По существующей версии, позже храм служил мавзолеем-усыпальницей христианских мучеников, растерзанных язычниками в те жестокие времена гонений. Причины, почему храм оказался заброшенным связывают с сильным землетрясением, произошедшим здесь в одиннадцатом веке.
![Достопримечательности Крыма - Херсонес](/upload/iblock/72b/72bf81bc81641b32bac1f4de031ce486.jpeg)
Обращает на себя внимание шестистолпный храм, который был обнаружен в 1877 году. Посетителям видна сохранившийся первый ярус храма и нижняя часть стен до второго этажа. Внутри находится шесть каменных столбов. По этой причине храм и получил своё название. Доказано, что именно эта церковь входила в целый кафедральный комплекс, занимавший целый квартал города, который являлся резиденцией херсонесского эпископа. Во время экскурсии можно увидеть храм на сводах, который существовал с десятого до четырнадцатого века. Он расположен ближе к морскому побережью, в низине. Храм был довольно скромных размеров , точно так же, как и шестистолпный имел верхний этаж и служил усыпальницей.
Очень интересен и живописен своими развалинами храм с ковчегом. Для того чтобы его увидеть надо вернуться к входу заповедника и посетить развалины античного театра. Во время становления христианства театр, как и другие развлекательные учреждения, был разрушен, из него сделали каменоломню, а затем был превращён в обычную свалку. А в шестом веке здесь построили храм, имеющий в плане равноконечный крест. Постройка достигала рекордной для города высоты – восемь метров и была сложена из подтёсанных камней, скреплённых известковым раствором. В 1897 году, была обнаружена одна из самых интереснейших находок. Это оказался серебряный ларец, выполненный в форме саркофага, который явно содержал мощи, завёрнутые в шёлковую ткань. Поэтому храм стали называть – храм с ковчегом.
А в 1902 году в результате очередных раскопок был открыт так называемый загородный храм богоматери Влахернской. Учёные считают, что он был главной церковью херсонесского монастыря и сравнительно хорошо сохранился. Следует отметить, что во время масштабных раскопок того времени поблизости этого храма на площади примерно две тысячи квадратных метров были обнаружены более ста шестидесяти отдельных склепов и гробниц, что даёт основание говорить о нахождении здесь херсонесского некрополя.