Музей керамики
Информация
График работ, билеты
Контакты
С автовокзала Сочи можно доехать маршрутным такси 114 или автобусом 87. Дорога займет около часа.
Описание
Если вы восхищаетесь искусством, живописью, любите красоту, творчество, то вам необходимо посетить дом-музей керамики Юрия Новикова в Сочи. Найти его можно в Хостинском районе, с. Пластунка, ул. Леселидзе 37/1. Ориентироваться при поиске нужно больше не на навигатор, а на следующие ориентиры: сначала указатель «Картодром», проезжаете или проходите по дороге мимо него. Двигаетесь по ул. Леселидзе до маленького магазинчика продуктов, за которым расположен дом-музей. Жаль, что о таком удивительном месте в округе почти никто не знает. Так, что если будете спрашивать прохожих, то не удивляйтесь растерянным взглядам. Когда я зашла внутрь двора, то первое что я почувствовала – чарующий аромат цветущих ярких роз. Дорожка до частного дома окружена разнообразием субтропических растений.
Наталия Ивановна Барсукова – вдова художника-керамиста Юрия Михайловича Новикова встретила и провела познавательную экскурсию по музею. Сама Наталия Ивановна – доктор искусствоведения.
Здесь вы сможете узнать об изразцовом искусстве, о том, что такое майолика, увидеть фильм о творчестве выдающегося керамиста, приобрести сувениры ручной работы.
Про Ю.М. Новикова критики говорят, что он «взорвал» керамику изнутри и поднял ее на уровень высокого искусства, лишил ее прикладных качеств – у него живопись, скульптура и графика в керамике.
За свою жизнь создал более 10 000 творческих работ, многие из которых находятся в известных зарубежных и отечественных музеях.
Мировой рекорд, созданный художником – это самая высокая изразцовая печь (6 метров 2 сантиметра), выполненная в дворцовых традициях XVIII века в Петровском стиле. Ее уникальность не только в высоте, которая была задана самим домом, в который въехала семья Новикова, но и в 617 не повторяющихся по рисунку изразцах.
Печь уникальна тем, что она составлена из фрагментов биографии художника. Также она отражает особенности русского изразцового искусства – подписи, характерные для Московской традиции, и бело-синее сочетание цветов, характерное для Питерской традиции.
Как пример, такие надписи:
«Петр I жил тут, а я напротив» - обращается автор будто бы к своему современнику.
«Новая Голландия – твоя и моя» - будто бы снова к Петру.
Около изображения ул. Миллионной рядом с Эрмитажем, Петропавловской крепостью - «бродили тут когда-то все и мы» - постоянный забавный исторический диалог.
Печь была создана в честь основания Петербурга 1703 года:
«Петербург основан в 1703 г. Петром I с Божьей помощью».
Жаворонки, «Чубайсу камины делали».
Там, где изображена Красная Поляна, «катались тут на чем могли, с президентом наперегонки».
Создавалась эта печь 8 лет, была закончена в 2006 году к 60-летию художника.
Когда была приглашена администрация то, кто-то высказал предположение, что наверно это самая высокая печь в мире, и было решено подать заявку в книгу рекордов Гиннеса.
Правда было еще точно замечено, что «только наш человек мог сделать самую высокую печь в субтропиках».
Как же появилась идея создания такой печи?
Здесь важна предыстория. Когда Новиков только окончил Муху (высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, а сегодня это академия имени А.Л. Штиглица) и его пригласили в 1976 году для воссоздания уникальных расписных изразцовых печей XVIII века в большом Петергофском дворце. Воссоздавались они лишь по нескольким фрагментам, так как дворец был разрушен, некоторые из которых можно увидеть в музее керамики в Сочи. По этим фрагментам и не цветным довоенным фотографиям проходило воссоздание. Не было известно ничего о температурном режиме, румпе, глазури, росписи, все приходилось выяснять экспериментально. И Новиков делал это в своей творческой мастерской на Фонтанке 2. Там же были созданы изразцы для 4 печей: Голубой гостиной, Кавалерской, Секретарской и Белой столовой. Утерянный секрет румпы заключался в том, чтобы при ее монтировании в кирпичную кладку не забивать ее раствором, а оставлять в ней воздух, т.к он плохой проводник тепла и печь остается теплой до 5 дней, не нуждается в подтапливании.
Проверить там утерянный секрет румпы было невозможно, так как эти печи не топились, тогда Новиков решается на создание уникальной печи в своем доме-музее в Сочи. В итоге художник раскрыл секрет русской высокой румпы, усиливающий теплосберегающие свойства изразца и этот секрет есть только здесь в Сочи.
Среди потрясающих работ память о наставнице керамиста - Анне Александровне Лепорской, соратнице Малевича, и именно в память о ней и о Казимире появился цикл керамических работ «Рождение «Чёрного квадрата», который находится в Сочинском художественном музее, а эскиз в Музее керамики Юрия Новикова.
Отдельное внимание в творчестве Новикова занимают темы: Петербург Достоевского, Пушкина - «Наводнение на Мойке», «Дворы моего детства», где жил керамист на ул. Миллионной, он родился рядом с Эрмитажем. Практически нигде автор не изображает человека, в работах пейзажи, его родной Петербург, немного мистический, стал находкой в искусстве, на эту тему он писал много работ, но самое удивительное, что никогда не повторялся. Русский север, Золотое кольцо России, много работ, посвященных Олимпиаде, его работы как раз дарили комиссии, экспертам Международного Олимпийского Комитета. Своим уровнем он прославлял всю страну.
Работы, созданные к Олимпиаде для VIP-подарков по заказу ОлимпСтроя в их фирменной цветовой гамме автор находил образ Красной Поляны. На тот момент мэр Сочи Колодяжный подарил экспертной комиссии плакетки 25 штук.
В 2009 году к персональной выставке была создана работа «Рождение Олимпийских колец» в абстрактной манере 4 кольца вместо 5 и экскурсанты сразу замечают, что 5-ое кольцо видимо не раскрылось, а ведь именно так и получилось в действительности, будто пророчески.
Новиковым разрабатывалась Сочинская символика сувенирной продукции. Наталия Ивановна участвовала в разработке федеральной программы «Сочи –гостеприимный город». И за всю истории Олимпийский игр не было ни одного города с такими низкими стартовыми показателями как Сочи. Сейчас трудно поверить, что не было даже сувениров. Сегодня в музее можно приобрести очень красивые сувениры авторской работы, разработанные Юрием Михайловичем.
Сегодня ученики Ю.М. Новикова продолжают его дело.
Мастерскую Новикова называют «от карьера до готового изделия», так как она включает полный технологический цикл. И действительно на участке берется глина непригодная для лепки, т.к она трескается и из нее производится та, которая нужна: она отстаивается, крутится, разминается, сушится, размалывается в большой «мясорубке». Сегодня в команде: дизайнер, технолог, два художника, - команда в которой каждый отвечает за свою часть работы.
Юрий Михайлович все старался создавать самостоятельно, даже печь для обжига в которой сохраняется одна температура на всех ярусах, что очень важно для майолики, т.к именно обжиг дает краскам проявиться. Глянцевая поверхность и яркость красок – отличительная черта майолики.
Не просто так Новикова назвали королем майолики. Художник никогда не делал предварительных эскизов, его фантазия, композиционное чутье, твердая рука и умение импровизировать давали ему удивительные и не повторяющиеся сюжеты для работ.
До октября 2018 года — это место было единственным музеем керамики в стране. Потом в Санкт-Петербурге появился тоже частный - музей архитектурно-художественной керамики, но там находятся только изразцовые печи.
Музей пользуется большим успехом, его посещали мэры города Сочи, работы Новикова дарились Д. Медведеву и В. Путину.
Если вы хотите посетить музей керамики Новикова, то обязательно позвоните и запишитесь на экскурсию заранее. Тел. 8-918-407-96-52.