Всего в нескольких километрах к югу от посёлка Новомихайловский Туапсинского района на скалистом мысе, расположенном на берегу Чёрного моря, находится достопримечательность, которая на первый взгляд ничего особенного собой не представляет – просто какие-то развалины старых каменных построек. Однако на самом деле эта достопримечательность будет очень интересна не только учёным и археологам, но и тем, кто хочет открыть для себя страницы истории давно ушедших эпох, кто тонко чувствует ауру древних руин и любит полюбоваться чудесными видами остатками древней крепости на фоне бескрайних морских просторов. Речь идёт о древнем городище Тузу-Кале.
По современным меркам площадь его может показаться совсем малой, однако в те времена, когда опасность подстерегала на каждом шагу, такое укрепление с крепостью для отражения атак незваных гостей было спасением для жителей. Оставшиеся от городища руины, остатки древних стен, то тут, то там проглядывающие сквозь корни деревьев, молчаливо свидетельствуют о непростой истории этого места и заставляют каждого, находящегося здесь, задуматься о вечных вопросах бытия. От древней крепости остались развалины на отметке фундамента. Есть здесь сохранившаяся до наших дней часть довольно крупного строения из камня. А если хорошо присмотреться, то можно даже разглядеть едва заметные остатки, по-видимому, глубокого когда-то рва, защищавшего крепость с северо-западной стороны.
Официально раскопки на этом месте вообще не проводились, однако, по собранному материалу видно, что, начиная с седьмого века на протяжении всей истории вплоть до пятнадцатого века, жизнь здесь в полном смысле слова кипела. Наименование Тузу-Кале этому городищу после захвата его у генуэзцев дали турки-османы. В переводе оно означает «Соляной город». Учитывая тот факт, что в долине речки Нечепсухо никогда соль не добывалась, учёные предполагают, что Тузу-Кале было не чем иным как факторий, где в достаточно больших объёмах осуществлялась торговля солью, ввозимой в город из других мест. Учёные полагают, что с большой вероятностью в сферу влияния основного укрепления входили ещё два, имевших небольшие размеры: одна крепость была расположена тоже в долине речки Нечепсухо, а другая – предположительно на мысе под названием Бескровный.
В древности здесь проживали шапсуги – одна из крупнейших групп не только причерноморских адыгов, но и всех черкесских племён. Они населяли Западное предгорье Кавказа, размещались вдоль морского побережья и поэтому всегда первыми принимали на себя удары захватчиков. Племена древних шапсугов, несмотря на свою воинственность, успешно вели внешнюю торговлю. Исследования учёных подтвердили, что Древняя Шапсугия активно торговала со многими странами и, особенно с Анатолией – древним государством, которое было расположено на так называемой азиатской части современной Турции.
Среди местного населения бытует мнение, что история этих мест на самом деле берёт своё начало ещё раньше – с первых лет от Рождества Христова, что, кстати, подтверждается некоторыми учёными и богословами, а также грузинской хроникой Кхартлесцхоф. По существующим данным, здесь в те времена стояла крепость, возведённая прямо над морем первыми христианами, которые бежали из Византии от гонений за то, что они вопреки существующим канонам исповедовали новую христианскую религию. Их было настолько много, что со временем крепость превратилась в город, который в дальнейшем, в раннем средневековье, стал называться Никопсией.
По одной из существующих версий, этот город в своё время стал местом проповедования Симона Кананита, имевшего ещё прозвище Зилот, по-видимому, для того, чтобы отличать его от апостола Симона Петра. Симон Зилот – один из двенадцати апостолов, которые непосредственно сопровождали Иисуса и были его первыми учениками. Родился он в городе Кане Гиллилейской. Сегодня Галилея – это историческая область, находящаяся на севере Израиля и граничащая с Ливаном. Мать Симона – Саломия, а отец – Иосиф, который в своём втором браке стал супругом Марии – богородицы, матери Иисуса. Поэтому получается, что Симон и Иисус были сводными братьями. Упоминание о Симоне в Библии связано с первым чудом, которое сотворил Иисус. Во время церемонии свадьбы своего сводного брата Симона Кананита Иисус превратил воду в вино, чем поразил новоиспечённого жениха до такой степени, что тот уверовал в его божественное происхождение и пошёл за ним, став его одним из самых ревностных последователей. До сих пор, вот уже на протяжении двух тысяч лет во время совершения таинства венчания священнослужители вспоминают текст Евангелия, который повествуют об этом божественном чуде, а Симон Зилот в православной традиции является покровителем брака и молодожёнов.
Согласно библейским преданиям, после чудесного вознесения Спасителя Симон Кананит так же как и все другие апостолы обрёл божественный дар к проповедованию христианского учения. Он стал нести в массы язычников христианскую веру. Он проповедовал в Иудее и Египте, бывал в Ливии, добирался до Абхазии и, в конце концов, дошёл до городища в устье реки Нечепсухо, где своим словом обращал зихов, которые являлись далёкими предками современных адыгов, в христианство. На пятьдесят пятом году своей жизни Симон Кананит принял здесь мученическую смерть за веру – он был заживо распилен пилой. Ведь недаром же на некоторых картинах этот апостол изображён с пилой в руках. Считается, что он здесь и погребён. Именно поэтому город раннего средневековья Никопсия являлся центром соответствующей епархии и составной частью Константинопольского патриархата. В те времена Никопсия был признанным православным городом, крупнейшим паломническим центром Черкессии и даже соседней Абхазии. Сюда тянулись тысячи паломников, чтобы почтить память апостола Симона Кананита, совершившего духовный подвиг и принявшего мученическую смерть за веру. Зная эти подробности истории Никопсии, тем более становится странным и непонятным тот факт, что сегодня этот район не является местом паломничества для христиан. Специалисты убеждены, что эта земля хранит в себе ещё много тайн, которые, наверняка, будут открыты пытливыми историками, археологами и просто неравнодушными к свои своей Родины энтузиастами.
День памяти апостола Симона Зилота отмечается 23 июня. Издревле на Симонов день славянского народного календаря земля считалась именинницей. Её не пахали, не копали и не боронили, а просто ходили собирать лекарственные травы, которые в этот день набирали особую чудодейственную силу. Некоторые на день Симона Зилота день пускались на поиски кладов, надеясь, что Зилот – слово, по их мнению, производное от «золота», им обязательно поможет.